Красновская Марина Леонидовна
Рекомендации логопеда
24.10.22 г.
Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи через дидактические игры.
Грамматическая система русского языка сложна и ребенку с недостатками в развитии речи самостоятельно с ней не справится. Для детей с общим недоразвитие речи, а особенно с тяжелыми нарушениями речи являются типичными проявлениями.
Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение как и для последующего обучения ребенка, так и для коммуникаций. У детей, имеющих некоторую задержку в лексико-грамматическом развитии, в системе обучения должны быть использованы упражнения, направленные на расширение и уточнение словаря, способности обобщения в сфере языковых функций.
Для того, чтобы процесс освоения языковых особенностей происходил наиболее интенсивно и вместе с тем занимательно, в народной педагогике истории существовало множество приемов для лучшего усвоения детьми смысла того или иного слова, развитие формирования его применения в речевой практике и закрепление успехов по их запоминанию. С этой целью появилась целая энциклопедия детских считалок, загадок, дразнилок, потешек, примет, стихов-перевертышей и др.
Чтобы помочь детям в освоении огромного мира окружающего их родного языка существуют целенаправленные упражнения, задания, тренинги. Как правило, они преподносятся в виде основного вида детской деятельности свойственного дошкольному и раннему школьному возрасту – игры. Игра – процесс, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых, и отношений между ними и направлен он на познание окружающей действительности. В процессе игры создаются наиболее благоприятные условия для умственного и физического развития, совершенствования психических процессов ребенка, формирование его личности.
Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей с другом, становится основной формой организации детской жизни.
Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Игра наряду с предметной деятельностью используется в качестве основы формирования правильной речи детей и для их полноценного развития. В игре дети отображают свои представления и знания об окружающем мире.
Основу всех игр составляют дидактические игры. Дидактический – это значит поучительный, обучающий. А дидактические принципы – основополагающие требования к практической организации учебного процесса. К дидактическим принципам относятся: научность обучения, связь теории с практикой обучения, наглядность обучения, сознательность и активность в обучении, прочность усвоения знаний, системность и последовательность в обучении, доступность обучения, индивидуальный подход к обучаемым, единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.
Исходя из сказанного, при изучении лексического материала делается акцент на дидактические игры.
Формирование грамматического строя речи особенно в отношении детей с речевыми недостатками всегда является сложным процессом коррекционно-педагогической работы. В основе организации работы с такими детьми используется комплексный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития: лексику, грамматику, связную речь. На каждом возрастном этапе эта взаимосвязь осуществляется в разных сочетаниях. Решение каждой задачи нужно осуществлять прежде всего линейно, от одного возраста к другому, материал постепенно нужно усложнять, варьировать сочетания упражнений – игры. Все это делается с учетом индивидуальных особенностей детей.
Игры подбираются и составляются с учетом основных дидактических принципов: наглядность, доступность, последовательность. Существует множество вариантов игр: подвижные, коллективные, сюжетно-ролевые, с применением моделирования и др. Подвижные игры, нормализуют моторную функцию ребенка, помогают решить и ряд других коррекционно-воспитательных задач: повышают активность, развивают подражательность, формируя игровые навыки, совершают просодические компоненты речи детей. Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи. Также перспективным направлением совершенствование процесса коррекционно-развивающего обучения детей с нарушение речи является использование наглядного моделирования. Научные исследования и практика подтверждают, что наглядное моделирование доступно детям дошкольного возраста. Использование заместителей и наглядных моделей развивают умственные способности дошкольника. Разработана целая система дидактических игр с применением наглядного моделирования в целях расширения речевых возможностей детей с речевыми нарушениями. Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяют целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ. Использование моделей содействует закреплению понимания речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания. Необходимо сказать еще об одной важной детской игре сюжетно-ролевой. Она является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. В сюжетно-ролевой игре между детьми устанавливаются ролевые реальные отношения, стимулирующие детей к общению, познанию отдельных сторон окружающей действительности, активному применению своих способностей для описания предметов. Действий и отношений, что создает благоприятные условия для речевого развития детей. Именно дидактические игры позволяют сделать процесс развития лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР наиболее эффективным.
1. Для эффективности коррекционно-воспитательной работы целесообразно максимально использовать дидактические игры.
2. Дидактические игры должны быть тщательно организованы: - соответствовать степени речевого развития ребенка и его возрасту, - насыщены соответствующей предметно-развивающей средой, - сопровождаться созданием атмосферы.
3. Эффективное развитие лексико-грамматического строя речи требует огромного количества различных дидактических игр на импрессивную и экспрессивную речь, лексику, грамматику (словоизменение, словообразование), на развитие психических функций: память, внимание, мышление.
Рекомендуемые дидактические игры.
1. Картотека игр на развитие лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.
2. Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.
3. Картотека дидактических игр по формированию лексики у детеи? дошкольного возраста с ОНР.
4. Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.
5. Картотека дидактических игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.
Консультация для родителей
Формирование звуковой культуры речи
К концу старшего дошкольного возраста ребёнок должен уметь чётко и внятно произносить все звуки родного языка. Уметь говорить не торопясь, выразительно.
Необходимо научить ребёнка различать на слух все звуки речи, а так же дифференцировать сходные по звучанию звуки ( С-З; Ш-Ж; П-Б; Т-Д; В-Ф; К-Г; Ч-Щ).
Перед поступлением в школу у ребёнка должны быть хорошо развиты фонематический слух и слуховое внимание, так как это является необходимым условием успешного обучения грамоте.
Ребёнка нужно научить называть слова с определённым звуком, находить слова с этим звуком в предложении и в тексте (на слух), определять место звука в слове (в начале, в середине или в конце).
Консультация для родителей
Формирование грамматического строя речи
Проведённое обследование показало, что у многих детей в группе наблюдается несформированность грамматического строя речи.
К концу года детей необходимо научить:
v правильно согласовывать слова в предложении: существительные с числительными и прилагательными, местоимения с числительными и прилагательными;
v правильно употреблять предлоги, согласовывать их с существительными;
v образовывать однокоренные слова (окно, оконце, окошечко); образовывать новые слова из двух слов (пар -ходить – пароход); существительные с суффиксами (масло – маслёнка) глаголы с приставками (ехать приехать), сравнительную и превосходную степень прилагательных ( весёлый - веселее - ещё веселее);
v правильно пользоваться несклоняемыми существительными (кино, пальто и т.д.);
v составлять простые и сложные предложения;
v использовать в речи предложения разных видов.
Воспитатель Баринова С.В.
Хорошая пора лето!
6 лет – возраст подготовки ребёнка к школе. Возникает вопрос – чем занять ребёнка? Летом дети большую часть времени находятся на улице, играя со своими сверстниками.
Дети могут играть в подвижные игры – это поможет им быть активными, уметь договариваться, то есть социализироваться в коллективе, а это совершенно необходимо в школьной жизни. Научите их играть в «твистер», «пятнашки», «казаки – разбойники», прыгать в «резиночку».
Дети обожают активные игры на природе, и одна из таких - это пускание воздушных змеев. Помогите ребенку сделать змея самостоятельно, пусть выберет цвет и материал, а так же украшение змея. Кстати, к этому занятию можно и подключить друзей вашего ребенка - после изготовления змеев они смогут устраивать турниры и соревнования по запуску!
Извлеките пользу из ваших ежедневных прогулок на природе. Летом столько всего интересного происходит вокруг. Гуляйте и наблюдайте .
Если ваш ребенок очень любит писать сочинения, стихи или просто любит литературу - предложите ему необычное занятие на лето: каждый день в небольшом дневнике описывать самые интересные моменты, которые произошли за прошедшие сутки, а в конце лета помогите ему составить свою небольшую книгу рассказов о лете. Сейчас почти у каждого ребенка имеется мобильный, а в нем - фотокамера, или просто фотоаппарат. Пусть ваш ребенок фотографирует интересные случаи и пишет к ним небольшие пояснения-заметки. А в конце лета можно вместе создать коллаж, повесить его в комнате у ребенка, чтобы он всю осень, зиму и весну вспоминал события прошедшего лета!
Если у вас есть возможность выезжать на дачу - то предложите своему ребенку устраивать тематические вечеринки! Это могут быть герои из любимых мультиков или фильмов, а могут быть и простые вечеринки. Возможно, у вас есть возможность ходить с детьми в поход на выходных - то походы тоже можно делать тематическими. Например, поход, посвященный какому-то животному, при этом можно раскрасить лицо как окрас выбранного персонажа и изучать его повадки.
Игра в пиратов может быть интересна как дома, так и на улице. Помогите компании ребят найти сокровище - нарисуйте карту с секретами и головоломками, спрячьте на территории площадки какую-то важную мелочь. Дети будут заняты увлекательным поиском целый день, а вечером устройте пиратский пир.
Еще одно занятие, которое может понравиться детям на свежем воздухе - это свой мини-огород. Причем, можно устроить его прямо во дворе, и поручить своему ребенку, вместе с другими детьми, выращивать там полезные и интересные растения. Подберите быстрорастущие цветы, чтобы им не пришлось долго ждать плоды своих трудов!
Увлечение географией - отличное занятие для детей! И если вы родители такого любознательного ребенка - то поиграйте с ним в “научную конференцию”: дайте задание выбрать страну и найти как можно больше информации о ней, создать доклад, и когда он будет готов - соберите всю семью на интересное обсуждение!
Помогите найти ребенку новое хобби. Летнее время - самое удачное для начала занятий чем-то новым, ведь нет никакой спешки, и можно посвятить интересному делу больше времени. Неважно, что это будет - увлечение астрономией, или резьба по дереву, лепка из глины, которая отыскалась на огороде, главное - поддержать ребенка в новом начинании.
Когда ваш ребенок домосед - то нет смысла прогонять его на улицу против его желания. Но провести время с пользой и интересом можно и дома. Есть очень много конструкторов, которые можно собирать длительное время, и при этом собрать целый завод или станцию. Так же отлично подойдут для домашних вечеров пазлы с большим количеством деталей.
Лето - отличное время года для заготовок различных материалов для поделок и различных интересных занятий. Прогулки в лесу и парке будут способствовать этому, найдите время, чтобы заняться увлекательными поисками необычных травинок и растений, соберите свой домашний гербарий!
Есть вещи, которые родители и дети могут делать только вместе - например, пойти на рыбалку, или устроить велопрогулку по городу и за городом. Какого возраста бы ни были ваши дети - внимания к них никогда не будет чересчур много!
Можно придумать еще массу способов, чем занять ребенка летом - достаточно лишь приложить немного фантазии.
Желаю интересных приключений и открытий! Пусть лето будет веселым, познавательным и солнечным!
Воспитатель Акайкина Е.Г.
Что должен знать и уметь ребенок в возрасте 6-7 лет.
Развитие речи.
· Уметь сравнивать самостоятельно предметы между собой. Называть несколько существенных признаков сходства и различия.
· Самостоятельно составлять связный рассказ не менее чем из 6-7 предложений.
· Составлять рассказы из личного опыта.
· Изменять слова, образуя новые.
· Пересказывать небольшие рассказы.
· Выразительно рассказывать стихотворения, интонационно разнообразно, передавать их в зависимости от содержания.
· Правильно употреблять трудные формы знакомых слов.
· Использовать в речи антонимы (слова с противоположным значением).
· Отгадывать загадки, понимать образные выражения.
· Правильно выговаривать все звуки родного языка.
· Уметь использовать обобщающие понятия (дикие животные, школьные принадлежности…)
Грамота.
· Уметь выделять заданный звук в потоке речи.
· Уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце).
· Уметь делить слова на слоги. Определять количество слогов в слове.
· Определять количество звуков в слове.
· Делать звуковой анализ слова.
· Различать гласные и согласные звуки и буквы.
· Различать твердые и мягкие согласные.
· Уметь называть в предложении только второе слово, только четвертое и т.д.
· Знать и уметь писать печатные буквы русского алфавита.
· Составлять предложения из 2-4 слов, понимать, что слова в предложении произносятся в определенной последовательности.
· Разгадывать ребусы и кроссворды.
· Уметь читать и пересказывать короткие тексты.
Математика.
· Называть числа в прямом и обратном порядке до 20.
· Знать состав чисел первого десятка (из отдельных единиц)
· Знать состав чисел из двух меньших чисел в пределах первого десятка.
· Соотносить цифру и число предметов.
· Уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах 20.
· Восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа.
· Знать знаки <, >,+, -,=.
· Уметь сравнивать две группы предметов.
· Уметь составлять и решать арифметические задачи.
· Уметь оперировать понятиями «налево», «направо», «вверх», «вниз»
· Измерять предметы с помощью условной мерки.
· Уметь сравнивать и классифицировать предметы по цвету, форме, величине.
· Ориентироваться на листе бумаги (графические диктанты).
· Определять время по часам.
· Решать простые логические задачи, головоломки, ребусы, отгадывать загадки.
· Составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера.
· Делить круг и квадрат на 2 и 4 равные части.
· Различать и называть части суток и их последовательность.
· Понимать значение понятий «вчера», « сегодня», «завтра».
· Знать дни недели, их последовательность.
· Знать и называть месяцы года.
Внимание.
· Выполнять задание, не отвлекаясь в течение 25 минут.
· Находить 10 отличий между предметами.
· Удерживать в поле зрения до 10 предметов.
· Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу.
· Копировать в точности узор или движение.
· Уметь находить одинаковые предметы.
Память.
· Уметь запоминать не менее 9-10 предметов или слов.
· Рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы.
· Повторять дословно предложения, состоящие из 9-10 слов.
· Подробно рассказывать по памяти о событиях своей жизни и окружающей обстановке.
· Повторять ряды цифр, запоминая их на слух или зрительно.
· Подробно рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки.
· Запоминать расположение игрушек, назвать по памяти, что где находится.
Мышление.
· Объединять предметы в группы по определенным признакам.
· Выстраивать логический ряд из определенной группы фигур или предметов.
· Выделять предмет в группах, не подходящий к общим признакам.
· Уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам.
· Решать достаточно сложные логические задачи.
· Сравнивать предметы друг с другом, выявлять несоответствия между ними.
· Подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу.
Мелкая моторика.
· Правильно держать карандаш или ручку в руке.
· Проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии.
· Обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги.
· Уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовывать отсутствующую половинку симметричного рисунка.
· Копировать с образца геометрические фигуры.
· Уметь продолжить штриховку рисунка.
· Уметь аккуратно закрашивать сложный рисунок, не выходя за контуры.
· Правильно держать ножницы.
Окружающий мир.
· Знать свое имя и фамилию. Называть имя и фамилию своих родителей.
· Знать название города, в котором живет, домашний адрес.
· Знать название столицы Родины. Знать флаг, герб России.
· Знать название нашей планеты.
· Знать название основных профессий людей. Объяснять, чем характерны эти профессии, какую пользу приносят людям.
· Называть части суток, времена года, дни недели в их последовательности.
· Называть летние, осенние, зимние и весенние месяцы.
· Отличать хищных животных от травоядных.
· Уметь различать по внешнему виду птиц, животных, насекомых, деревья, кустарники, цветы.
· Иметь представления о сезонных признаках природы.