19.08.2024
Стешенко О.В.
Возрастные нормы речевого развития детей
Речевое развитие ребенка – это сложный процесс. Речь является высшей психической функцией. Она зависит от того, насколько развита центральная нервная система. Начиная с момента рождения, ребёнок слушает и учится общению с окружающим миром.
Для каждого возраста определена своя норма речевого развития. Выделяют подготовительный период в развитии речи (от рождения до 1 года), преддошкольный период (от 1 года до 3 лет), дошкольный период (от3до 7 лет). Если на каком-то этапе происходит сбой, речевое развитие останавливается (например, к трем годам ребенок все еще находится на стадии «гуления»), то возрастная норма нарушена и требуется комплексная помощь специалистов. Помощь в решении речевой проблемы ребёнка оказывают педиатр, невропатолог, отоларинголог, учитель-логопед.
Родителям необходимо знать возрастные нормы развития и формировать речевые навыки, не завышая и не занижая их.
Количество месяцев от рождения |
Речевые навыки |
2 |
Произнесение отдельных звуков, появление первых спонтанных вокализаций, направленных обычно к взрослому. |
3 |
Экспериментирование (растягивание) с гласными звуками — «э-э-э», «а-а-а», «о-о-о», гуление, «воркование» (грудные булькающие звуки). |
4 |
Превращение отдельных звуков в целые рулады и перетекание одного звука в другой — « о-о-а-а-у-у». |
5 |
Появление случайного лепета, ритмичного гуления, соединение гласных с некоторыми согласными звуками – «гу-гу-гу», «бу-бу-бу». |
6 |
Совершенствование случайного лепета («на-на-на», «да-да-да»), слияние гласных/согласных звуков, попытки имитации слышимых звуков, налаживание своеобразного диалога с окружающими людьми. |
7 |
Частое повторение лепета, понимание смысла некоторых слов, появление смысловых пауз (ребенок что-то пролепетал и замолк, ожидая ответа взрослого). |
8 |
Использование лепета в качестве способа общения, попытка произношения разных звуков и их эхолалия (повторение без осознания значения). |
9 |
Возможно (но необязательно) появление первых облегченных слов «ба-ба», «ма-ма», усложнение лепета. |
10 |
Внимательное вслушивание в речь взрослых, расширение пассивного словарного запаса, произнесение новых слогов и простых слов (встречается достаточно редко) – «ав», «на». |
11 |
Увеличение количества облегченных слов или их появление (если не было раньше), смысловое наполнение слов и слогов (одно слово или слог могут иметь несколько совершенно разных значений). |
12 |
Умение понимать более 20 слов, произношение 5-10 облегченных слов, усовершенствование подражания. |
Нормы речевого развития детей от 3 до 4 лет
- В словарном запасе уже 1500–2000 слов. Нормой является некоторое искажение труднопроизносимых слов, перестановка слогов местами.
- Предложения строятся из трех-четырех слов, в 4 года может произносить распространенные предложения.
- Активно используют прилагательные, местоимения, наречия, числительные.
- Гласные уже может произносить, не делая их мягкими. Фонетические ошибки еще норма. Например, шипящие заменяются свистящими.
- Легко запоминают и повторяют наизусть стихи, потешки, песни.
- Приходит понимание ритма, громкости речи. Но малыши еще не в силах их самостоятельно регулировать.
- Обобщает предметы в группы, определяет признаки предметов (чай горячий, мед вусный) и действия (мама спит, папа пришел).
Нормы речевого развития детей от 4 до 5 лет
- В словарном запасе уже 2500 - 3000 слов.
- Точно называет предметы и их качества.
- Придумывает собственные слова и даже стихи.
- В речи много прилагательных, предлогов.
- Становится больше личных местоимений
- Ребенок может составить логически верное высказывание из нескольких предложений.
- Происходит овладение монологической речью и пересказом.
- Умеет внятно и красочно описать предмет, картинку, игрушку.
- Почти все звуки произносятся правильно (могут быть исключения с «Л» и «Р», они формируются к 6 годам).
- Умеет снижать громкость звука, говорить шепотом.
- Говорит не быстро.
- Использует выразительную интонацию для чтения стихов.
Нормы речевого развития детей от 5 до 7 лет
- В словарном запасе уже 3500–5000 слов. Нормой является некоторое искажение
- Появляется много собирательных существительных, прилагательных, обозначающих состояния, абстрактные понятия.
- Умеет пользоваться обобщающими понятиями («Транспорт» – это и самолет, и автобус, и машина).
- Знает и различает времена года, растения, животных, ягоды, грибы, птиц, рыб и пр.
- Употребляет названия дней недели, суток, месяцев.
- Склоняет существительные по числам и падежам.
- Умеет согласовать существительные с числительными, а прилагательные с существительными.
- Речь связная, способен пересказывать сказку или рассказ.
К 7 годам у ребёнка все звуки произносятся чётко, правильно, без искажения, ударения верные.
Наиболее частые позиции родителей, приводящие к речевому нарушению у ребёнка
- Недостаточное общение с ребёнком, а ведь именно звучащая рядом с малышом речь является эталоном для подражания.
- Сознательное «сюсюкание», искажение речи взрослым при общении с ребёнком. Ребенок запоминает, что такое мягкое произношение нравится родителям и не спешит от него избавляться, получая таким образом необходимое ему внимание близких. Сознательное игнорирование задержек в развитии (Папа тоже молчал до 4 лет, а потом заговорил. ЭТО МИФ!!!).
- Отсутствие традиции регулярного чтения детской литературы, словарь ребёнка не пополняется новыми речевыми образами.
- Исключение ребёнка из диалога приводит к сложностям в общении, он не умеет этого делать.
- Безлимитное и неоправданное предоставление ребёнку современных гаджетов - интеллект развивается, а речь НЕТ.
План работы (клинк) консультационного центра на 2021-2022 г
Семинары для родителей
Семинар 1 (ссылка)
Семинар 2 (ссылка)
Семинар 3 (ссылка)
Семинар 4 (ссылка)
Видео из блога психолога Людмилы Петрановской
Мой ребенок идет в школу (ссылка)
'О детях по-взрослому'- Старший дошкольный возраст (4-6 лет) (ссылка)
Развитие познавательных способностей детей-дошкольников (ссылка)
***
Государственное бюджетное учреждение профессионального образования Центр повышения квалификации Калининского района
Санкт-Петербурга «Информационно- методический центр»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №51 компенсирующего вида Калининского района
Санкт-Петербурга
Круглый стол.
«Использование дистанционных технологий в работе консультационного центра»
Дата проведения 18.03.2021 г.
1. Использование дистанционных технологий в работе консультационного центра ГБДОУ детский сад №51 компенсирующего вида Калининского района Санкт – Петербурга.
Пеньковская Галина Алексеевна, старший воспитатель.
2. Элементы дистанционного обучения в работе с родителями. Представление дистанционной программы Л.В.Берестовой «Учись говорить правильно».
Берестовая Лариса Вячеславовна, учитель – логопед.
3. Дистанционные формы взаимодействия педагога – психолога с родителями (законными представителями) в рамках консультационного центра.
Бакк Мария Евгеньевна, педагог – психолог.
ССЫЛКА регистрацию (клик)
Правительство Санкт-Петербурга Комитет по образованию Распоряжение №1384-1 от 28.04.2018
"Об организации предоставлении методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям),обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования"
Методические рекомендации по организации предоставления методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования
Приказ №90/1 от 31.08.2018г. "Об организации консультационного центра"
Положение о консультационном центре ДОО
План работы консультационного центра на 2020-2021 год