Группа № 10

 

  

 

Государственное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение детский сад №51

компенсирующего вида Калининского района

Санкт-Петербурга

 

                               

Группа № 10

 

 

 

Воспитатели:

Иванова Ирина Владимировна

Кудряшова Наталья Викторовна

 

Логопед:

Шагина Елена Анатольевна

 

 

Использование приемов мнемотехники в работе с детьми

дошкольного возраста.

Память – это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем и т.д. Без памяти немыслимо формирование  личности ребенка, так как усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Без памяти невозможно усвоение общественного опыта, расширение связей ребенка с окружающим миром.

У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления, близкие к жизненному опыту ребенка с которым он вступает в активное взаимодействие. С возрастом память становится произвольной, т.е. ребенок обучается с помощью взрослых управлять процессами запоминания и воспроизведения сведений, необходимых ему для практической деятельности.

Для улучшения память необходимо воспитывать у детей приемы запоминания и припоминания. Этому-то и способствует мнемотехника.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание и воспроизведение информации.

        Очень важная часть подготовки к усвоению приемов мнемотехники – это так называемы ассоциативные тренинг.

        Работа нашей памяти построена на ассоциациях, на способности связать каждую новую единицу информации с тем, что уже стало «достоянием» нашего мозга. Эти ассоциации как невидимые ниточки соединяют нас и со временем, и с пространством – со всем, что  нас окружает. Именно на вызывание ассоциаций основаны многие известные приемы мнемотехники.

        Ассоциации могут возникать по смежности, например: в пространстве (жираф – Африка, пчела – улей) или во времени (весна – лето, умываться – одеваться). А также по сходству (солнце – апельсин, заяц – снег) или по контрасту (холодно – горячо, люблю – ненавижу). При этом нередко наши собственные ассоциации могут казаться нам совершенно неожиданными, случайными.

        В ассоциативном тренинге используют разные упражнения, в том числе и на создание свободных ассоциаций, когда течение мысли ничем не ограничивается. Это помогает развивать у ребенка скорость реакции, беглость мышления. В других упражнениях его просят связать между собой разнородные явления и предметы, создавая в воображении яркий зрительный образ – направленные ассоциации.

 

Ассоциативный тренинг

 

Клубок ассоциаций.

Сначала просто тренируемся в «разматывании» клубка ассоциаций. Для этого нужно потянуть за кончик нити, т.е. вызвать в воображении любой образ. Один образ тут же влечет за собой следующий и т.д. Через некоторое время останавливаемся. Сможем ли мы снова «смотать» наш клубок, т.е. восстановить в памяти весь ассоциативный ряд.

 

Что может быть желтым? И т.д.

Для этого упражнения готовим бумажные квадратики самых разных цветов и складываем в коробку. Просим ребенка вытащить наугад один листочков. Например, это оказался желтый цвет – значит нужно за определенное время назвать, все что может быть желтым (лимон, песок, цыпленок, свитер, одуванчик, карандаш…).

Упражнение стимулирует воображение и тренирует беглость мышления.

 

Вспомни пару.

7 – 10 пар картинок. Картинки соединяются ребенком в пару, затем одна картинка из пары кладется под другую (ребенок рассказывает, почему он так связал пары). Ребенок рассматривает и запоминает, верхний ряд убирается, остается нижний ряд. Ребенок смотрит на оставшиеся картинки и назывет для каждой ту, которая убрана.

 

Кому нужно зеркало и т.п.

В коробку складываются разные предметы: зеркало, мех, монетка, колесико, карандаш, магнит и т.п. Если ребенок достал зеркальце – нужно за определенное время назвать все профессии или занятия связанные с этим предметом.

 

Работа с открытками.

Ребенку показывают открытку, он дает ей название по возникшей ассоциации. Показываем несколько открыток подряд, затем просим вспомнить названия открыток.

 

Основные мнемотехнические приемы

1. Метод трансформации – в основе метода трансформации – необычные превращения (например: те, что происходят в пластилиновом мультфильме). Предметы могут оживать;  и живые существа и предметы могут вырастать до гигантских размеров или уменьшаться до микроскопической величины; они могут терять или. Наоборот, обрастать какими-то деталями. Например: «отвалился хвост», «покрылся перьями», «выросли крылья» (меняется цвет, размер и т.д. – здесь поощряется любая фантазия).

Сначала ребенок осваивает сам прием трансформации, а затем учиться использовать его для запоминания цепочки слов. Взрослый называет первый предмет (карандаш) и предлагает ребенку «превратить» его во что-нибудь (например: карандаш сделался очень тонким, длинным и мягким, и его смотали в клубок ниток; из клубка начали расти иголки и он превратился в ежа и т.д.)

2. Метод Цицерона, или Метод мест -  основа метода – запоминаемые слова (образы) мы «располагаем» в разных частях и на разных объектах какого-либо помещения или другого пространства. Это может быть хорошо знакомая комната, улица и т.п. Воспроизводя цепочку слов. Мы как бы снимаем эти слова-образы с конкретных объектов. Для более эффективного запоминания можно в этот прием внести элементы трансформации (например: компас, лодка, сад, море, бегемот, чашка… Компас мы увеличиваем во много раз и «повесим» на дверь. Лодку уменьшим и «поставим» в правом верхнем углу книжного стеллажа. Зеленый сад «расположился» на ковре, который висит рядом со стеллажом: мы видим, как через ветки растений проглядывает узор на ковре. В углу за телевизором – море. Бегемота мы сделали совсем крошечным и пустили его гулять под пальмой, которая растет у нас в цветочном горшке на подоконнике рядом с телевизором .Чашка стала огромной и занимает практически весь балкон, ее видно через открытую дверь и т.д.)

Работая по методу Цицерона, важно соблюдать такие правила:

- маленькие предметы увеличиваем до гигантских размеров, большие – уменьшаем;

- располагаем все объекты на хорошо освещенных местах помещения или пространства.

3. Перекодирование (или метод пиктограмм). Даем ребенку задание: «Ты сейчас запомнишь слова, которые я тебе назову. Чтобы у тебя это хорошо получилось, каждое слово нужно зашифровать с помощью особого значка - символа» (рисунок должен носить чисто символический характер – т.е. это не должна быть реалистичная детализированная картинка; например: праздник – салют, конфета, елка… Начинаем с 5 слов). Располагать символы можно последовательно в строке, или свободно размещая их на плоскости. Когда процесс рисования-перекодирования завершен, просим «шифровальщика» вспомнить, что означает каждый рисунок.

Следующий шаг – запоминание фраз и небольших рассказов.

4. Составление рассказ (сюжетный метод). Применяется для запоминания цепочки слов, изображений, реальных объектов (например: игрушек), тактильных (осязательных) образов. Каждый элемент цепочки оживляется и вплетается в связный образ.

Когда вы только начинаете осваивать это метод, цепочки для запоминания специально оставлять не обязательно. Можно взять ряд предметных картинок, перемешать их и предъявить ребенку в случайно сложившемся порядке. Например: банка, телевизор, корабль, конфета, жираф, булка, часы, варежки, солнце и т.п. «Я смотрел на стеклянную банку и вдруг увидел, как она стала наполняться деталями и превратилась в телевизор, на экране которого появился корабль и назывался он Конфетка, на палубе стоял высокий жираф, он жевал огромную булку, с конца которой свисали часы, а на стрелки были одеты варежки, варежки стали распускаться, и смотались в клубок – солнце …».  Вплетать запоминаемые образы в сюжет рассказа нужно по порядку от первого и т.д. Чем забавнее и необычнее предлагаемый сюжет, тем эффективнее запоминание.

Начинать лучше с предъявления изображений (или реальных предметов).

Показав, что нужно делать, подводим затем ребенка к самостоятельному установлений ассоциаций. Важно: первое слово связываем с каким-то действием со вторым, второе – с третьим и т.д.

Сюжетный метод на запоминание тактильных образов.  Необходим материал, дающий при прикосновении к нему самые разные ощущения. Это лоскутки тканей разной фактуры – шелк, бархат, вельвет, замша, букле…(закрепить на отдельных картонках). Разнообразные крупы – гречка, фасоль, горох, макароны – приклеить на картонки. И другие материалы – мех, наждачная бумага, смятая фольга, кусочек коры и т.д.

Ребенок с закрытыми глазами ощупывает по очереди те предметы разной фактуры, которые вы ему предлагаете. Одновременно вслух он начинает связывать эти тактильные образы в своем рассказе. Например: «Жил-был шаловливый котенок (кусочек меха). Он очень любил кататься на коньках по гладкому льду (зеркальце). Но однажды с неба стал падать странный снег (гречка) и т.д.». Предметы ощупаны и связаны единым сюжетом. Теперь ребенок прокручивает свой рассказ, восстанавливает в памяти осязательные образы, находит и называет материалы, которые вызывали эти ощущения.

5. Работа с мнемотаблицами (мнемодорожками) и коллажами.

Как работать с мнемотаблицами и мнемодорожками.

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

- перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;

- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Этапы работы с мнемотаблицей:

I этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

II этап: Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

III этап: После перекодирования осуществляется пересказ с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка методов запоминания.                                

IV этап: Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

V этап: Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.  

Примечание. Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы лучше давать цветные, так как у детей быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая, плутовка; цыплята – желтого цвета, мышка – серая и.т.д.

Что является опорным в таблице.  Опорным в таблице является изображение, например, главные герои сказки, через которые идет осознание происходящего в ней, понимание самой сказки, содержания, которое «связано» вокруг ее главных героев.  

 Что можно изображать в таблице.  В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторые действия, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отобразить в таблице. Но изображать так, чтобы нарисованное было понятно детям.                         Детям младшего дошкольного возраста трудно сразу уловить обучающую информацию через таблицу, поэтому с ними удобней работать через мнемодорожку. Мнемодорожка также несет обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка. Работать с мнемодорожкой можно, используя приемы наложения и приложения (часто используемые в работе с детьми младшего дошкольного возраста), исключая на первых порах метод частичной или полной графической зарисовки.                                                                                                                    (Обозначение времен года: «О» - желтая или оранжевая, «З» - синяя или голубая, «В» - зеленая, «Л» - красная).  

 

Работа с коллажами.

Коллаж – это лист картона, на который наклеиваются или рисуются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Кажущийся беспорядок нарисованных, наклеенных на картон картиной и составляет суть коллажа.

 Коллаж – это учебное пособие. Главная задача коллажа – соединить, т.е. связать, все картинки, буквы, цифры, геометрические фигуры между собой.  Таким образом, происходит отработка сюжетного метода запоминания.

Цели. Закрепление различных методов запоминания; развитие фотографической памяти ребенка; расширение словарного запаса, образного восприятия; развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.

я соединять в один сюжет не связанные, на первый взгляд, между собой картинки.

- обучающий – способствует получению и закреплению определенных знаний о предмете коллажа (по экологии, математический, исторический и т.д.).

Этапы работы:

1.    Детям предлагается рассмотреть коллаж и разобраться, какие картинки они на нем видят.

2.    Составляется сюжет с использованием всех картинок (младший возраст – воспитатель, старший возраст – самостоятельно).

3.    Коллаж содержит буквы, цифры, по ним воспитатель задает наводящие вопросы. Например: «Почему они здесь изображены?» - «С этой буквы начинается слово, эта буква есть в слове» и т.п.

4.    Отрабатываются приемы запоминания предложенной информации. Воспитатель предлагает детям запомнить порядок расположения картинок на коллаже в течении 15-30 сек., затем коллаж переворачивается и детям предлагается устно воспроизвести по памяти все изображения на коллаже с обозначением их месторасположения.

 

 

 

Шагина Елена Анатольевна, учитель-логопед

 

Как научить ребенка читать правильно? Многие родители берутся за это дело с азартом, торопятся познакомить ребенка с буквами и часто допускают ошибки при обучении чтению, которые затем мешают дошкольнику грамотно читать и писать. Какие же «опасности» подстерегают малыша на пути овладения грамотой? Как выбрать БУКВАРЬ, который лучше всего подойдет для обучения чтению? И как родителям научить  ребенка читать и писать, избегая методических ошибок при обучении чтению?

 Как же родителям научить ребенка читать правильно? Давайте рассмотрим основные направления этой работы.

Развитие звукового анализа и синтеза (фонематического восприятия).

 Еще до того, как вы приступите к обучению чтению, малыша надо учить различать и выделять звуки нашей речи. Хорошо развитый фонематический слух будет тем фундаментом, на котором строится в дальнейшем грамотное письмо и чтение. А вот недоразвитие умений звукового анализа приводит к ошибкам на письме и чтении.

 В процессе обучения чтению дошкольник должен овладеть навыками звукового анализа: находить место звука в слове (начало, середина, конец слова); знать и различать понятия «звук» и «буква», «слог» и «звук», «слог» и «слово», «гласный звук» — «согласный звук», «твердый согласный» — «мягкий согласный», «звонкий согласный» — «глухой согласный»; уметь делить слово на слоги.

 Начиная знакомить ребенка со звуками нашей речи, тренируйте его в выделении  изучаемого звука из слова, нахождении положения заданного звука в слове, в выделении признаков этого звука (гласный/согласный). Когда ребенок освоит достаточное количество звуков и букв, нужно знакомить его уже и такими признаками, как звонкость-глухость, твердость-мягкость согласных.

 Чтобы научить ребенка читать правильно, закрепляйте эти знания в игровых упражнениях. Вот некоторые из них:

 Хлопни, когда услышишь звук [А];

 Отбери картинки, в названиях которых звук [А] находится в начале слова (в конце слова, в середине слова);

 Игра «Гласный или согласный». Взрослый называет знакомые ребенку звуки нашей речи. Малыш поднимает карточку красного цвета, если услышит гласный звук, карточку синего цвета, если звук согласный.

  Игра «Наоборот». Взрослый называет твердый звук, ребенок должен назвать его мягкий аналог.

 «Слоговое лото». Ребенок раскладывает картинки в разные домики (одноэтажный, двух-, трех- или четырехэтажный) в зависимости от того, сколько слогов содержит слово (1, 2, 3, 4);

  Знакомство с буквами и чтение.

Знакомя ребенка со звуками, мы сразу же изучаем и букву, обозначающую этот звук. Сначала это простые гласные А, О, У, Ы, Э (так называемые гласные переднего ряда). Затем согласные, которые звучат протяжно, например М, Н, Х, С, В, З, Л. И сразу же учим ребенка сливать 2 звука в слог.

 Но не все родители владеют методикой обучения чтению дошкольников.  Какие ошибки при обучении чтению часто допускают родители?

  Ошибкой будет называть букву не звуковым аналогом, а так, как ее называют в алфавите: [Бэ], [Вэ], [Ша] и т.п. Иногда я встречаю в своей логопедической практике такие случаи, когда родители, торопясь знакомить ребенка с буквами, не обращали внимание на то, что ребенок называет букву подобным образом,  например: [Ша],  [Лэ], [Тэ]. В чем опасность? Почти всегда такое название буквы приводит к нарушениям звукового анализа на письме. Ребенок начинает читать и писать слово, подставляя не существующие в нем звуки (а на письме – буквы). Исправлять такие ошибки у читающих дошкольников и школьников гораздо сложнее, чем предотвратить в процессе обучения чтению и сразу правильно учить ребенка читать.

 Поэтому первое правило при обучении чтению: знакомя ребенка с БУКВОЙ, называйте так, как произносится ЗВУК: Б – [Б], а не [БЭ] Р — [Р]; а не [ЭР];  Ш — [Ш], а не [Ша] и т.д.

 Ошибочно учить читать сначала буквы в слове отдельно, а потом уже повторять это слово по слогам или целиком. Такая привычка вредит навыкам чтения и очень помешает в школе.

 Второе правило: чтобы научить ребенка читать правильно, необходимо сразу учить читать слоги СЛИТНО, как только ребенок запомнил несколько гласных букв, а не побуквенно. Например: из гласных [А], [У] сразу сложить слоги  АУ, УА. Ни в коем случае не допускать чтения сначала по буквам: [А], [У], а затем повторять уже слог [АУ]. Первую гласную можно тянуть, пока внимание ребенка обращено на следующую букву – таким образом слог не обрывается, а читается слитно [ААААУУУУ]. Так же происходит и с согласными: из букв А, М — [АМ], [МА]. И так далее. Данная ошибка  при обучении чтению легко укореняется, а вот избавиться от нее ребенку без помощи логопеда бывает довольно трудно.

И третье.  Внимательно выбирайте Букварь.  Не все буквари одинаково хорошо служат цели обучения грамоте. Один букварь будет хорошим подспорьем, а другой — снизит мотивацию  и внесет путаницу в процесс чтения.  Поверхностный выбор букваря будет серьезной ошибкой при обучении чтению.

 Как выбрать букварь?

 Букварь должен быть составлен грамотным педагогом (желательно – логопедом), буквы не должны быть представлены в алфавитном порядке (для обучения чтению необходим особенный порядок знакомства с буквами, начинается знакомство обычно с простых гласных, таких как А, О, У, Ы, Э и согласных, например М, Н, Х, В, Л)

  В Букваре чтение слогов должно начинаться уже после знакомства с несколькими гласными буквами, а по мере знакомства с согласными – сразу же подключаться чтение слов.

Учитывайте эти советы при обучении чтению дошкольника, с самого начала учите ребенка читать правильно и избежите многих проблем и ошибок, которые в школе могут превратиться в стойкие и помешать учебе  в 1 классе.

Успехов всем маленьким ученикам и их родителям!

 

ПАМЯТКА

«Правила работы при выполнении домашних рекомендаций»

Папки не должны оставаться в д/с на выходные дни!

1.Домашние задания лучше выполнять ежедневно - начиная от 5-10 минут и до 15 (детям среднего возраста) можно по 2 раза в день - особенно на этапе постановки звука! На выходных заниматься обязательно!)

2.Домашние задания ребёнок выполняет под руководством родителей.

3. Выполнение всех заданий обязательно.

4. Если вы заменили, что у ребёнка пропал интерес к занятию, прекратите его, возобновив снова спустя некоторое время. Если у ребёнка вообще нет интереса к занятиям, чтению и любым развивающим упражнениям - это должно вас насторожить - это могут быть симптомы несформированности эмоционально-волевой сферы, со стойкими проявлениями которых должен работать психолог.

6.Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом. Консультацию о правильном её выполнении вы можете получить у логопеда.

7. Ваша речь должна быть образцом для ребёнка - чёткой, неторопливой, спокойной. Применяйте понятные слова и выражения. Непонятные для восприятия слова - обязательно объясняйте ребёнку! Расширяйте и закрепляйте его словарный запас!

8. Когда звук поставлен, на этапе автоматизации звука нужно в ненавязчивой форме напоминать о его правильном произношении.

9. Выполнению домашних заданий постарайтесь придать игровую форму.

10. Помните: совместная работа логопеда, воспитателей и Вас определит общий успех коррекционного обучения и сократит сроки коррекции.

11. Приучайте своего ребёнка бережно относиться к тетради и предлагаемому материалу. Если вложены листы с карточками-раскрасками - их необходимо раскрасить самому ребёнку, а не родителям - таким образом развиваются графические навыки ребёнка. Все задания нужно выполнять совместно -родитель объясняет, даёт инструкцию, а ребёнок по мере сил выполняет самостоятельно. Не надо делать всё за ребёнка - это материалы для его развития!

Успехов Вам!

 

Роль книги в развитии речи ребенка 4-5 лет

 

Отраженье исчезнувших лет,

Облегченье житейского ига,

Вечных истин немеркнущий свет –

Это – книга…

Одной из главных проблем развития ребенка  четырёх - пяти лет является развитие речи. Малыш уже достаточно хорошо и понятно говорит с использованием прилагательных, глаголов, местоимений. Он может строить сложные предложения, что-то объяснять, о чем-то размышлять. Ребенок постоянно задает вопросы, что является одной из основных особенностей данного возраста.

 С ребенком необходимо заниматься развитием речи.

Главным помощником родителей и воспитателей в этом деле становиться книга

1.         В процессе общения с книгою  ребёнок не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать,  анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности.

2.         Книга развивает речь ребёнка, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой.

3.         Чтение книги развивает душу малыша, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.

4.         Чтение книг – это импульс к творческому озарению,

 к созданию нового художественного творения.

5.         Человек читающий умеет пользоваться информацией и исследовать ее.

 

Характерной особенностью детей данного возраста является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Они любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом  тяготеют к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой.

Круг чтения в связи с этим у  дошкольников составляют главным образом произведения русского фольклора. Это детский фольклор – частушки, потешки, песенки, игры. Эти произведения наилучшим образом соответствуют потребностям дошкольника, так как сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, мелодию и движения. Развитие речи – это интересно, но трудно. Старайтесь избегать сокращенных пересказов, так как они иногда очень сильно искажают содержание и стиль произведения. Читайте классиков полностью, можно за несколько сеансов, перед продолжением вспоминая прочитанное и побуждая вопросами ребенка пересказывать текст.

 

 Ребенку нужно читать сказки А.С. Пушкина. Детям этого возраста сказки необходимо не читать, а рассказывать и даже разыгрывать их, передавая действие в лицах, в движении. К таким сказкам относятся кумулятивные («Колобок», «Репка», «Теремок» и другие); народные (о животных, волшебные «Пузырь, соломинка и лапоть», «Гуси-лебеди», любые докучные сказки).

 

Выбирайте книги

с яркими  иллюстрациями

Рассматривайте вместе с ребенком картинки. Откройте наугад какую-либо страницу книги, вспомните, о чем повествует сказка или рассказ. Помогайте согласовывать предложения, поправляйте, если нужно. Маленькие дети любят несколько раз читать одно и то же. По-видимому, в это время что-то усваивается, в том числе происходит развитие речи. Поэтому не игнорируйте просьбы ребенка и поощряйте его желание почитать книгу. И тогда вы добьетесь реальных результатов. Увеличится словарный запас, расширится кругозор, ребенок научится грамотно, говорить, а потом и писать.

 

Рекомендуемая художественная литература

для детей среднего дошкольного возраста

 

·    Песенки, потешки, заклички, небылицы:

«Наш козел…», «Зайчишка – трусишка…», «Дон! Дон! Дон!...», «Лень –потягота…», «Гуси вы,гуси…», «Ножки, ножки, где вы были?...», «Сидит, сидит зайка…», «Кот на печку пошел…», «Сегодня день целый…», «Барашеньки…», «Идет лисичка по мосту…», «Солнышко-ведрышко…», «Иди весна, иди, красна…».

·     Сказки

«Про Иванушку –дурачка», обр. М. Горького; «Война грибов с ягодами», обр. В Даля; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,обр. А.Н. Толстого; «Жихарка»,обр. И. Карнауховой; «Лисичка-сестричка и волк», обр.М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова; «Лиса и козел», обр.О. Капицы; «Чудесные лапоточки», обр. Н. Колпаковой; «Привередница», «Лиса-лапотница», обр. В. Даля; «Петушок и бобовое зернышко», обр. О. Капицы; «Лисичка со скалочкой», обр. М. Булатова

·        Стихи:

И. Бунин. «Листопад» (отрывок); А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат…»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало…» (из романа «Евгений Онегин»); А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка…»;  Я. Аким. «Первый снег»; А. Барто. «Уехали»; Э. Мошковская. «Добежали до вечера»; И. Токмакова. «Ветрено!»; С. Дрожжин. «Улицей гуляет …» (из стихотворения «В Крестьянской семье»); С. Есенин. «Поет зима – аукает…»; Н. Некрасов. «Неветер бушует над бором…» (из поэмы «Мороз - Красный нос»); И. Суриков. «Зима»; А. Берестов. «Кто чему научится»; Ю. Владимиров. «Чудаки»; Ю. Кушак. «Сорок сорок»; С. Маршак  «Багаж», «Про все на свете»; С. Михайлов . «Дядя Степа»; Ю. Мориц. «Дом гнома-гном дома!»; Е.Баратынский. «Весна, весна» (в сокр.); С. Черный. «Кто?»; С. Маршак. «Вот какой рассеянный», «Мяч»; Ю. Мориц. «Песенка про сказку»; Э. Успенский.  «Разгром»; Д. Хармс. «Очень страшная история».

·      Рассказы:

В. Бианки. «Подкидыш»; Л. Воронкова. «Как Аленка разбила зеркало» (Глава из книги «Солнечный денёк»); В. Драагунский . «Тайное становится явным»; Н. Носов. «Затейники»; Е. Пермяк. «Торопливый ножик»; М. Пришвин «Ребята и утята»; Н. Романова. «Котька и птичка», «У меня дома пчела»; Е. Чарушин. «Почему Тюпу прозвали Тюпой», «Почему Тюпа не ловит птиц», «Воробей».

·        Для заучивания:

 «Дед хотел уху сварить…», «Ножки, ножки, где вы были?»,  рус. нар. песенки; А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч…» (из «Сказки о мертвой царевной и о семи богатырях»); З. Александрова. «Елочка»; А. Барто. «Я знаю, что надо придумать»; Л. Николаенко. «Кто рассыпал колокольчики…»; В. Орлов. «С базара», «Почему медведь зимой спит» (по выбору воспитателя); Е. Серова. «Одуванчик», «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы»); «Купите лук»…», шотл. нар. песенка,пер. И. Токмаковой.

 К концу года дети могут:

Высказать желание послушать определенное литературное произведение.

С интересом рассматривать иллюстративные издания детских книг.

 Называть любимую сказку, прочесть понравившееся стихотворение, под контролем взрослого выбрать с помощью считалки водящего.

С помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки.

Отвечать на вопросы : «Понравилось ли произведение?», «Кто понравился и почему?», «Какой отрывок прочесть еще раз?»

 

  Воспитатель

Кудряшова Наталья Викторовна

Консультация для родителей

 «Создание развивающей предметной среды дома».

Для детей в детском саду обязательно создаётся образовательная предметно-развивающая среда, которая информативно богата, соответствует современным требованиям к образованию, воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. Это обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала.

Существует справедливое суждение, что воспитание и развитие ребенка не должно заканчиваться в детском саду. Да к тому же есть немало детей, не посещающих дошкольное учреждение.

Поэтому родители должны серьёзно подойти к созданию развивающей предметной среды дома.

Семьи живут в различных квартирных условиях и поэтому имеют различные возможности для организации детского уголка дома, и, тем не менее, желательно, чтобы в каждой семье была создана развивающая среда, т.е. такая обстановка, в которой бы ребенок более активно и быстрее познавал окружающий мир во всем его взаимодействии и лишь при небольшом косвенном руководстве взрослых.

Естественно, ребенок должен осваивать все пространство квартиры: действовать, играть и в ванной комнате, и в прихожей, и на кухне. Но у него должно быть и свое пространство, оборудованное с учетом его психофизических особенностей и возможностей.  Для ребенка очень важно, как организована среда, которая его окружает, насколько эта среда доступна его восприятию, пониманию, насколько она может удовлетворять его потребности. Вместе с тем нужно прилагать все силы, чтобы окружающая ребенка обстановка не причиняла ему вреда.

В помещении должно быть светло. Расширяя поле деятельности детей, следует заботиться о разумном сочетании зон деятельности: книги, мольберты, мозаика должны находиться ближе к свету. Не следует концентрировать весь игровой материал в одном месте, нужно создать для детей ситуацию активного поиска (чтобы что–то использовать, нужно встать, пройти, пробежать), в противном случае не избежать гиподинамии.

Прежде всего, важно организовать «ДЕТСКОЕ ЗЕРКАЛО». Как утверждают психологи, лучше всего подходит трельяж, люди любят свое отражение, а дети дошкольного возраста особенно. Это своего рода адаптация внешнего вида к самому себе, что чрезвычайно важно - жить в ладу с самим собой. В идеале данное зеркало помещается в прихожей: уходя из квартиры, ребенок учиться приводить себя в порядок и вернувшись, осматривает себя. При наличии таких условий у ребенка формируется культура своего внешнего вида и известные качества трудолюбия, самообслуживания.

Можно организовать дома «МИНИ КАРТИННУЮ ГАЛЕРЕЮ». Очень важно приучать глаз ребенка к живописи, графике, скульптуре малых форм. Следует показывать детям различные предметы живописи, чтобы они находились дома не как бездушные предметы интерьера, а красиво созданные произведения искусства.

«МЕШОЧЕК ДОБРЫХ ДЕЛ» послужит для того, чтобы заложить семена доброты. Следует отметить, что сейчас добрые чувства у дошкольника становятся все более дефицитными. «Мешочек добрых дел» идея замечательного выдающегося педагога современности Ш. А.

Амонашвили. Обыкновенный, но симпатичный, яркий, с аппликацией или вышивкой. И рядом коробочка с мелкими предметами (камешки, ракушки).

За каждое сделанное доброе дело в мешочек помещается мелкий предмет.

Итоги подводятся в субботу или воскресенье, т.е. еженедельно. Добрых дел ребенок может совершить множество: поделиться конфетой, помочь бабушке, маме, пожалеть котенка и т.д. главное вовремя заметить, поддержать, похвалить, поцеловать ребенка, пожать ему руку, когда подсчитывают количество камешков в мешочке у ребенка.

«ДЕТСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ – ЭТО СЕРЬЕЗНО»

Ребенок сам по себе исследователь. Поэтому просто и полезно создать элементарную детскую лабораторию, т.е. собрать в ящичке нужные для детского исследования предметы: магниты, бинокли, увеличительные стекла, микрофоны, маленькие весы, компасы и т.д. Постепенно вводить новые предметы и показывать способы действия, т.е. для чего нужно, где и как используется.

«ШКАФ НАХОДОК»

В него ребенок - дошкольник, а лучше все члены семьи, приносят все необычное, что находиться в окружающем мире и природе и может быть интересным для описания, сравнения, воспитания наблюдательности. Это может быть коряга, красивый листочек, фантик, камешек. Важно только для поддержания интереса побеседовать о находке.

«КНИЖКИ В ВАШЕМ ДОМЕ»

Существуют мощные соперники книг – телевизоры и компьютеры.

Детям они очень нравятся. А для слушания и тем более для чтения нужны волевые усилия. Поэтому следует весьма внимательно и разборчиво отнестись к организации и подбору книг дома. Обязательно обратить внимание на шрифт и иллюстрации в книге, оформление и содержание, чтобы они были понятны ребенку.

«МОЯ РОДОСЛОВНАЯ ИЛИ ЛЕНТОЧКА МОЕЙ ЖИЗНИ» Очень важно найти достойное место семейным фотографиям, пусть в альбоме, но под рукой, а лучше в открытом видном виде. Для того, чтобы не зарастала тропа к нашим предкам, чтобы ребенок, пусть в самом элементарном, первоначальном варианте узнает истоки своей ленточки жизни. Ведь главное для него в этом вопросе – как родители относятся к своим родителям, к своим корням, к родословной.

«УГОЛОК ПОТЕРЯННЫХ ВЕЩЕЙ»

Именно в дошкольном возрасте формируется привычка складывать аккуратно свою одежду. Этот уголок важен для воспитания собранности, он будет назиданием для всех членов семьи. Так называемый взаимоконтроль в действии.

Кроме всего сказанного о предметно - развивающей среде в семье, родителям следует обращать внимание и на побор игрушек, спортивного инвентаря, организацию детского театра, уголка изобразительного творчества. Возможно, многие скажут: «Где найти место для всего? На что можно ответить: «Было бы желание – место найдется и в маленькой квартире. Не верите? Проверьте!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы четверг.07.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения