Воспитатели:
Иванова Ирина Владимировна
Кудряшова Наталья Викторовна
Логопед:
Шагина Елена Анатольевна
Использование приемов мнемотехники в работе с детьми
дошкольного возраста.
Память – это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем и т.д. Без памяти немыслимо формирование личности ребенка, так как усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Без памяти невозможно усвоение общественного опыта, расширение связей ребенка с окружающим миром.
У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления, близкие к жизненному опыту ребенка с которым он вступает в активное взаимодействие. С возрастом память становится произвольной, т.е. ребенок обучается с помощью взрослых управлять процессами запоминания и воспроизведения сведений, необходимых ему для практической деятельности.
Для улучшения память необходимо воспитывать у детей приемы запоминания и припоминания. Этому-то и способствует мнемотехника.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание и воспроизведение информации.
Очень важная часть подготовки к усвоению приемов мнемотехники – это так называемы ассоциативные тренинг.
Работа нашей памяти построена на ассоциациях, на способности связать каждую новую единицу информации с тем, что уже стало «достоянием» нашего мозга. Эти ассоциации как невидимые ниточки соединяют нас и со временем, и с пространством – со всем, что нас окружает. Именно на вызывание ассоциаций основаны многие известные приемы мнемотехники.
Ассоциации могут возникать по смежности, например: в пространстве (жираф – Африка, пчела – улей) или во времени (весна – лето, умываться – одеваться). А также по сходству (солнце – апельсин, заяц – снег) или по контрасту (холодно – горячо, люблю – ненавижу). При этом нередко наши собственные ассоциации могут казаться нам совершенно неожиданными, случайными.
В ассоциативном тренинге используют разные упражнения, в том числе и на создание свободных ассоциаций, когда течение мысли ничем не ограничивается. Это помогает развивать у ребенка скорость реакции, беглость мышления. В других упражнениях его просят связать между собой разнородные явления и предметы, создавая в воображении яркий зрительный образ – направленные ассоциации.
Ассоциативный тренинг
Клубок ассоциаций.
Сначала просто тренируемся в «разматывании» клубка ассоциаций. Для этого нужно потянуть за кончик нити, т.е. вызвать в воображении любой образ. Один образ тут же влечет за собой следующий и т.д. Через некоторое время останавливаемся. Сможем ли мы снова «смотать» наш клубок, т.е. восстановить в памяти весь ассоциативный ряд.
Что может быть желтым? И т.д.
Для этого упражнения готовим бумажные квадратики самых разных цветов и складываем в коробку. Просим ребенка вытащить наугад один листочков. Например, это оказался желтый цвет – значит нужно за определенное время назвать, все что может быть желтым (лимон, песок, цыпленок, свитер, одуванчик, карандаш…).
Упражнение стимулирует воображение и тренирует беглость мышления.
Вспомни пару.
7 – 10 пар картинок. Картинки соединяются ребенком в пару, затем одна картинка из пары кладется под другую (ребенок рассказывает, почему он так связал пары). Ребенок рассматривает и запоминает, верхний ряд убирается, остается нижний ряд. Ребенок смотрит на оставшиеся картинки и назывет для каждой ту, которая убрана.
Кому нужно зеркало и т.п.
В коробку складываются разные предметы: зеркало, мех, монетка, колесико, карандаш, магнит и т.п. Если ребенок достал зеркальце – нужно за определенное время назвать все профессии или занятия связанные с этим предметом.
Работа с открытками.
Ребенку показывают открытку, он дает ей название по возникшей ассоциации. Показываем несколько открыток подряд, затем просим вспомнить названия открыток.
Основные мнемотехнические приемы
1. Метод трансформации – в основе метода трансформации – необычные превращения (например: те, что происходят в пластилиновом мультфильме). Предметы могут оживать; и живые существа и предметы могут вырастать до гигантских размеров или уменьшаться до микроскопической величины; они могут терять или. Наоборот, обрастать какими-то деталями. Например: «отвалился хвост», «покрылся перьями», «выросли крылья» (меняется цвет, размер и т.д. – здесь поощряется любая фантазия).
Сначала ребенок осваивает сам прием трансформации, а затем учиться использовать его для запоминания цепочки слов. Взрослый называет первый предмет (карандаш) и предлагает ребенку «превратить» его во что-нибудь (например: карандаш сделался очень тонким, длинным и мягким, и его смотали в клубок ниток; из клубка начали расти иголки и он превратился в ежа и т.д.)
2. Метод Цицерона, или Метод мест - основа метода – запоминаемые слова (образы) мы «располагаем» в разных частях и на разных объектах какого-либо помещения или другого пространства. Это может быть хорошо знакомая комната, улица и т.п. Воспроизводя цепочку слов. Мы как бы снимаем эти слова-образы с конкретных объектов. Для более эффективного запоминания можно в этот прием внести элементы трансформации (например: компас, лодка, сад, море, бегемот, чашка… Компас мы увеличиваем во много раз и «повесим» на дверь. Лодку уменьшим и «поставим» в правом верхнем углу книжного стеллажа. Зеленый сад «расположился» на ковре, который висит рядом со стеллажом: мы видим, как через ветки растений проглядывает узор на ковре. В углу за телевизором – море. Бегемота мы сделали совсем крошечным и пустили его гулять под пальмой, которая растет у нас в цветочном горшке на подоконнике рядом с телевизором .Чашка стала огромной и занимает практически весь балкон, ее видно через открытую дверь и т.д.)
Работая по методу Цицерона, важно соблюдать такие правила:
- маленькие предметы увеличиваем до гигантских размеров, большие – уменьшаем;
- располагаем все объекты на хорошо освещенных местах помещения или пространства.
3. Перекодирование (или метод пиктограмм). Даем ребенку задание: «Ты сейчас запомнишь слова, которые я тебе назову. Чтобы у тебя это хорошо получилось, каждое слово нужно зашифровать с помощью особого значка - символа» (рисунок должен носить чисто символический характер – т.е. это не должна быть реалистичная детализированная картинка; например: праздник – салют, конфета, елка… Начинаем с 5 слов). Располагать символы можно последовательно в строке, или свободно размещая их на плоскости. Когда процесс рисования-перекодирования завершен, просим «шифровальщика» вспомнить, что означает каждый рисунок.
Следующий шаг – запоминание фраз и небольших рассказов.
4. Составление рассказ (сюжетный метод). Применяется для запоминания цепочки слов, изображений, реальных объектов (например: игрушек), тактильных (осязательных) образов. Каждый элемент цепочки оживляется и вплетается в связный образ.
Когда вы только начинаете осваивать это метод, цепочки для запоминания специально оставлять не обязательно. Можно взять ряд предметных картинок, перемешать их и предъявить ребенку в случайно сложившемся порядке. Например: банка, телевизор, корабль, конфета, жираф, булка, часы, варежки, солнце и т.п. «Я смотрел на стеклянную банку и вдруг увидел, как она стала наполняться деталями и превратилась в телевизор, на экране которого появился корабль и назывался он Конфетка, на палубе стоял высокий жираф, он жевал огромную булку, с конца которой свисали часы, а на стрелки были одеты варежки, варежки стали распускаться, и смотались в клубок – солнце …». Вплетать запоминаемые образы в сюжет рассказа нужно по порядку от первого и т.д. Чем забавнее и необычнее предлагаемый сюжет, тем эффективнее запоминание.
Начинать лучше с предъявления изображений (или реальных предметов).
Показав, что нужно делать, подводим затем ребенка к самостоятельному установлений ассоциаций. Важно: первое слово связываем с каким-то действием со вторым, второе – с третьим и т.д.
Сюжетный метод на запоминание тактильных образов. Необходим материал, дающий при прикосновении к нему самые разные ощущения. Это лоскутки тканей разной фактуры – шелк, бархат, вельвет, замша, букле…(закрепить на отдельных картонках). Разнообразные крупы – гречка, фасоль, горох, макароны – приклеить на картонки. И другие материалы – мех, наждачная бумага, смятая фольга, кусочек коры и т.д.
Ребенок с закрытыми глазами ощупывает по очереди те предметы разной фактуры, которые вы ему предлагаете. Одновременно вслух он начинает связывать эти тактильные образы в своем рассказе. Например: «Жил-был шаловливый котенок (кусочек меха). Он очень любил кататься на коньках по гладкому льду (зеркальце). Но однажды с неба стал падать странный снег (гречка) и т.д.». Предметы ощупаны и связаны единым сюжетом. Теперь ребенок прокручивает свой рассказ, восстанавливает в памяти осязательные образы, находит и называет материалы, которые вызывали эти ощущения.
5. Работа с мнемотаблицами (мнемодорожками) и коллажами.
Как работать с мнемотаблицами и мнемодорожками.
Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Этапы работы с мнемотаблицей:
I этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
II этап: Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
III этап: После перекодирования осуществляется пересказ с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка методов запоминания.
IV этап: Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
V этап: Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.
Примечание. Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы лучше давать цветные, так как у детей быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая, плутовка; цыплята – желтого цвета, мышка – серая и.т.д.
Что является опорным в таблице. Опорным в таблице является изображение, например, главные герои сказки, через которые идет осознание происходящего в ней, понимание самой сказки, содержания, которое «связано» вокруг ее главных героев.
Что можно изображать в таблице. В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторые действия, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отобразить в таблице. Но изображать так, чтобы нарисованное было понятно детям. Детям младшего дошкольного возраста трудно сразу уловить обучающую информацию через таблицу, поэтому с ними удобней работать через мнемодорожку. Мнемодорожка также несет обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка. Работать с мнемодорожкой можно, используя приемы наложения и приложения (часто используемые в работе с детьми младшего дошкольного возраста), исключая на первых порах метод частичной или полной графической зарисовки. (Обозначение времен года: «О» - желтая или оранжевая, «З» - синяя или голубая, «В» - зеленая, «Л» - красная).
Работа с коллажами.
Коллаж – это лист картона, на который наклеиваются или рисуются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Кажущийся беспорядок нарисованных, наклеенных на картон картиной и составляет суть коллажа.
Коллаж – это учебное пособие. Главная задача коллажа – соединить, т.е. связать, все картинки, буквы, цифры, геометрические фигуры между собой. Таким образом, происходит отработка сюжетного метода запоминания.
Цели. Закрепление различных методов запоминания; развитие фотографической памяти ребенка; расширение словарного запаса, образного восприятия; развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.
я соединять в один сюжет не связанные, на первый взгляд, между собой картинки.
- обучающий – способствует получению и закреплению определенных знаний о предмете коллажа (по экологии, математический, исторический и т.д.).
Этапы работы:
1. Детям предлагается рассмотреть коллаж и разобраться, какие картинки они на нем видят.
2. Составляется сюжет с использованием всех картинок (младший возраст – воспитатель, старший возраст – самостоятельно).
3. Коллаж содержит буквы, цифры, по ним воспитатель задает наводящие вопросы. Например: «Почему они здесь изображены?» - «С этой буквы начинается слово, эта буква есть в слове» и т.п.
4. Отрабатываются приемы запоминания предложенной информации. Воспитатель предлагает детям запомнить порядок расположения картинок на коллаже в течении 15-30 сек., затем коллаж переворачивается и детям предлагается устно воспроизвести по памяти все изображения на коллаже с обозначением их месторасположения.
Шагина Елена Анатольевна, учитель-логопед
Как научить ребенка читать правильно? Многие родители берутся за это дело с азартом, торопятся познакомить ребенка с буквами и часто допускают ошибки при обучении чтению, которые затем мешают дошкольнику грамотно читать и писать. Какие же «опасности» подстерегают малыша на пути овладения грамотой? Как выбрать БУКВАРЬ, который лучше всего подойдет для обучения чтению? И как родителям научить ребенка читать и писать, избегая методических ошибок при обучении чтению?
Как же родителям научить ребенка читать правильно? Давайте рассмотрим основные направления этой работы.
Развитие звукового анализа и синтеза (фонематического восприятия).
Еще до того, как вы приступите к обучению чтению, малыша надо учить различать и выделять звуки нашей речи. Хорошо развитый фонематический слух будет тем фундаментом, на котором строится в дальнейшем грамотное письмо и чтение. А вот недоразвитие умений звукового анализа приводит к ошибкам на письме и чтении.
В процессе обучения чтению дошкольник должен овладеть навыками звукового анализа: находить место звука в слове (начало, середина, конец слова); знать и различать понятия «звук» и «буква», «слог» и «звук», «слог» и «слово», «гласный звук» — «согласный звук», «твердый согласный» — «мягкий согласный», «звонкий согласный» — «глухой согласный»; уметь делить слово на слоги.
Начиная знакомить ребенка со звуками нашей речи, тренируйте его в выделении изучаемого звука из слова, нахождении положения заданного звука в слове, в выделении признаков этого звука (гласный/согласный). Когда ребенок освоит достаточное количество звуков и букв, нужно знакомить его уже и такими признаками, как звонкость-глухость, твердость-мягкость согласных.
Чтобы научить ребенка читать правильно, закрепляйте эти знания в игровых упражнениях. Вот некоторые из них:
Хлопни, когда услышишь звук [А];
Отбери картинки, в названиях которых звук [А] находится в начале слова (в конце слова, в середине слова);
Игра «Гласный или согласный». Взрослый называет знакомые ребенку звуки нашей речи. Малыш поднимает карточку красного цвета, если услышит гласный звук, карточку синего цвета, если звук согласный.
Игра «Наоборот». Взрослый называет твердый звук, ребенок должен назвать его мягкий аналог.
«Слоговое лото». Ребенок раскладывает картинки в разные домики (одноэтажный, двух-, трех- или четырехэтажный) в зависимости от того, сколько слогов содержит слово (1, 2, 3, 4);
Знакомство с буквами и чтение.
Знакомя ребенка со звуками, мы сразу же изучаем и букву, обозначающую этот звук. Сначала это простые гласные А, О, У, Ы, Э (так называемые гласные переднего ряда). Затем согласные, которые звучат протяжно, например М, Н, Х, С, В, З, Л. И сразу же учим ребенка сливать 2 звука в слог.
Но не все родители владеют методикой обучения чтению дошкольников. Какие ошибки при обучении чтению часто допускают родители?
Ошибкой будет называть букву не звуковым аналогом, а так, как ее называют в алфавите: [Бэ], [Вэ], [Ша] и т.п. Иногда я встречаю в своей логопедической практике такие случаи, когда родители, торопясь знакомить ребенка с буквами, не обращали внимание на то, что ребенок называет букву подобным образом, например: [Ша], [Лэ], [Тэ]. В чем опасность? Почти всегда такое название буквы приводит к нарушениям звукового анализа на письме. Ребенок начинает читать и писать слово, подставляя не существующие в нем звуки (а на письме – буквы). Исправлять такие ошибки у читающих дошкольников и школьников гораздо сложнее, чем предотвратить в процессе обучения чтению и сразу правильно учить ребенка читать.
Поэтому первое правило при обучении чтению: знакомя ребенка с БУКВОЙ, называйте так, как произносится ЗВУК: Б – [Б], а не [БЭ] Р — [Р]; а не [ЭР]; Ш — [Ш], а не [Ша] и т.д.
Ошибочно учить читать сначала буквы в слове отдельно, а потом уже повторять это слово по слогам или целиком. Такая привычка вредит навыкам чтения и очень помешает в школе.
Второе правило: чтобы научить ребенка читать правильно, необходимо сразу учить читать слоги СЛИТНО, как только ребенок запомнил несколько гласных букв, а не побуквенно. Например: из гласных [А], [У] сразу сложить слоги АУ, УА. Ни в коем случае не допускать чтения сначала по буквам: [А], [У], а затем повторять уже слог [АУ]. Первую гласную можно тянуть, пока внимание ребенка обращено на следующую букву – таким образом слог не обрывается, а читается слитно [ААААУУУУ]. Так же происходит и с согласными: из букв А, М — [АМ], [МА]. И так далее. Данная ошибка при обучении чтению легко укореняется, а вот избавиться от нее ребенку без помощи логопеда бывает довольно трудно.
И третье. Внимательно выбирайте Букварь. Не все буквари одинаково хорошо служат цели обучения грамоте. Один букварь будет хорошим подспорьем, а другой — снизит мотивацию и внесет путаницу в процесс чтения. Поверхностный выбор букваря будет серьезной ошибкой при обучении чтению.
Как выбрать букварь?
Букварь должен быть составлен грамотным педагогом (желательно – логопедом), буквы не должны быть представлены в алфавитном порядке (для обучения чтению необходим особенный порядок знакомства с буквами, начинается знакомство обычно с простых гласных, таких как А, О, У, Ы, Э и согласных, например М, Н, Х, В, Л)
В Букваре чтение слогов должно начинаться уже после знакомства с несколькими гласными буквами, а по мере знакомства с согласными – сразу же подключаться чтение слов.
Учитывайте эти советы при обучении чтению дошкольника, с самого начала учите ребенка читать правильно и избежите многих проблем и ошибок, которые в школе могут превратиться в стойкие и помешать учебе в 1 классе.
Успехов всем маленьким ученикам и их родителям!