Группа № 4

 

  

 

Государственное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение детский сад №51

компенсирующего вида Калининского района

Санкт-Петербурга

 

                               

Группа № 4

 

Воспитатели

Филиппова Марина Митрофановна

Дмитриева Валентина Федоровна

Логопед:

Газиева Любовь Петровна

 

Игры и упражнения на развитие психических процессов у старших дошкольников

 

АГРЕССИВНЫЕ ДЕТИ

Что такое агрессивность?

         Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ».

         Если открыть психологический словарь, то в нём можно найти такое определение данному термину. «Агрессия» – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевлённым), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности и т.п.).

         Каковы же причины проявления агрессии у детей? Причины могут быть самыми разнообразными. Некоторые соматические заболевания и заболевания головного мозга способствуют проявлению агрессивных качеств.

Огромную роль играет воспитание в семье, причём с первых дней жизни ребёнка.

         На становление агрессивного поведения также влияет характер наказаний, которые чаще всего выбирают родители в ответ на проявление гнева своего чада. В таких ситуациях родители могут применять два полярных метода воздействия – либо снисходительность, либо строгость. Так вот, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком «мягких» родителей и у чрезмерно строгих.

         Исследования показали, что родители, которые очень резко подавляют агрессивность у своих детей, вопреки их ожиданиям, не устраняют это качество, а напротив, взращивают его, воспитывая в своём сыне или  дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы.

         Если родители ребёнка не обращают внимания на агрессивные вспышки своего ребёнка и такое поведение каждый раз остаётся ими «не замеченным», то ребёнок начинает понимать, что он ведёт себя дозволенным образом, и его единичные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.


Портрет агрессивного ребёнка.

         Почти в каждой группе детского сада встречается хотя бы один ребёнок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьёт их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива и источником огорчений воспитателей и, конечно же, родителей. Этого ребёнка, ершистого, драчливого, грубого очень трудно «принять» таким, какой он есть, а ещё труднее понять.

         Однако, агрессивный ребёнок, как и любой другой, тоже нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что агрессия – это, прежде всего отражение его внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

         Агрессивный ребёнок очень часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Неправильный стиль воспитания родителей, будь то жестокое обращение или безучастное отношение, вселяют в душу ребёнка чувство, что его не любят. Ребёнок ищет способы привлечь внимание взрослых и сверстников, а как это сделать не знает.

         Агрессивный ребёнок, используя любую возможность, чтобы толкать, бить, ломать - стремится разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он «не успокаивается до тех пор, пока взрослые не взорвутся». В действительности это порой всего лишь робкая попытка завоевать своё место под солнцем».

         Агрессивные дети часто сами не могут оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство, им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.

         Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств, в основном, преобладают мрачные тона, а количество реакций на даже стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции. К тому же, дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить своё поведение.

         Кроме того, агрессивный ребёнок имеет низкий уровень эмпатии. Эмпатия – это умение оценивать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессивных же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они не понимают, как другим может быть плохо.

Помощь агрессивному ребёнку.

         Задача взрослого – воспитателя и родителей – научить агрессивных детей оценивать свою агрессивность, брать ответственность на себя (а не обвинять в неудачах окружающих), а также показать различные способы выхода из конфликтных ситуаций, дать возможность посмотреть на себя глазами других детей.

         Агрессивный ребёнок зачастую не знает других способов проявления своих отрицательных эмоций, кроме гнева. Для того, чтобы он не стал своеобразной «копилкой гнева», необходимо научить его выражать этот гнев сразу, но в приемлемой форме: прямо просить то, чего хочет ребёнок.

         Также следует учить ребёнка говорить о том, что ему нравится или не нравится.

         Параллельно с этой работой необходимо учить ребёнка управлять своим гневом и сдерживать его в  тех ситуациях, когда это крайне необходимо. А если взрослый уже замечает первые предвестники надвигающейся бури, он должен мгновенно направить поток бурной энергии в другое русло: включить ребёнка в игру, в которой он сможет «выпустить пар» (бить, ломать, кидать), не причиняя при этом вреда себе и другим.

Рекомендации родителям агрессивного ребёнка.

         Работая с родителями агрессивного ребёнка, можно и нужно выработать стратегию воспитания ребёнка. Приведённая ниже таблица поможет в некоторой степени оценить разные виды стратегий воспитания и поведенческую реакцию маленького агрессора.


СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

(в ответ на агрессивные действия ребёнка)

Стратегия воспитания

Конкретные примеры стратегии

Стиль поведения ребёнка

Почему ребёнок так поступает

 

Резкое подавление агрессивного поведения ребёнка

 

«Прекрати!»  «Не смей так говорить!»         Родители     наказывают ребёнка.

Агрессивный. (Ребёнок может прекратить сейчас, но выплеснет свои отрицательные эмоции в другое время и в другом месте).

 

Ребёнок копирует родителей и учится у них агрессивным формам поведения.

 

 

Игнорирование агрессивных вспышек ребёнка

 

Родители делают вид, что не замечают агрессии ребёнка или считают, что ребёнок ещё мал.

 

Агрессивный. (Ребёнок продолжает действовать агрессивно).

Ребёнок думает, что делает всё правильно и агрессивные формы поведения закрепляются и перерастают в черту характера.

Родители дают возможность ребёнку выплеснуть агрессию приемлемым способом и в тактичной форме запрещают вести себя агрессивно по отношению к другим.

Если родители видят, что ребёнок разгневан, они могут вовлечь его в игру, которая снимет его гнев. Родители объясняют ребёнку, как надо вести себя в определённых ситуациях.

 

 

 

Скорее всего, ребёнок научится управлять своим гневом.

 

 

Ребёнок учится анализировать различные ситуации и берёт пример со своих тактичных родителей.

 

По материалам книги Е. К. Лютовой, Г. Б.  Мониной «Как помочь ребенку»

  

Газиева Любовь Петровна

учитель-логопед группы № 4

«Скорая помощь» при работе с гиперактивным ребенком

   Отвлечь ребенка от его капризов. Поддерживать дома четкий распорядок дня

   Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность)

   Задать неожиданный вопрос

   Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действие ребенка)

   Не запрещать действие ребенка в категоричной форме

   Не приказывать, а просить (но не заискивать)

   Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас)

   Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном)

   Сфотографировать ребенка или подвести ребенка к зеркалу в тот момент, когда он капризничает

   Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья)

   Не настаивать на том, чтобы ребенок, во чтобы это ни стало, принес извинения

   Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит)

Е. К. Лютова, Г. Б. Монина, 2000 год

 

ВЫБИРАЕМ ИГРУШКИ

  

Ни у одного ребенка детство не обходится без игрушек. У кого-то их было настолько много, что они не помещались в одной комнате, у кого-то была только одна кукла или машинка, которая долгое время оставалась самым дорогим, что было в детстве.

Выбор игрушек сегодня позволяет удовлетворить спрос при любых финансовых возможностях, ведь современные детские супермаркеты порой занимают отдельное многоэтажное здание. Но все ли игрушки хороши, все ли могут помочь ребенку развиваться, познавать окружающий мир и воспитывать в себе лучшие качества?  Рассмотрим с точки зрения психологов основные виды игрушек и то, как они могут влиять на поведение и развития ребенка.

Прежде всего, отметим, что у любого ребенка обязательно должен быть свой игрушечный друг. Это может быть кукла, солдатик, мягкая игрушка или что-то другое. Если остальные игры, не привязанные к предмету, например, прятаться за шторами или под покрывало, катать свою коляску, служат для взаимодействия с родителями и развлекают досуг ребенка, то игрушка-друг выполняет другие функции.

Игрушечный друг – это, прежде всего то, что помогает ребенку в жизни, полной неизвестностей. Благодаря такому другу ребенок привыкнет находиться в темноте, принимать лекарство в случае болезни. Игрушки также помогут ребенку устроить свой мир с точки зрения психологии. Дети могут обижаться на свои игрушки, наказывать их, или наоборот, ухаживать за ними, украшать, играть с ними.

Все это крайне важно для правильного развития Вашего ребенка. Важно помнить, что ни в коем случае его не нужно заставлять выбрасывать старые поломанные игрушки самостоятельно. Ребенка очень многое связывает с его игрушкой, и такие действия могут нанести ему сильную душевную рану.

 

Все игрушки для детей условно можно поделить на три группы: игрушки, символизирующие реальную жизнь; игрушки, помогающие справиться с агрессией; развивающие игрушки.

     В первую группу можно включить различные наборы кукольных семейств, игрушечные домики с мебелью и комнатами,  а также предметы быта и повседневной жизни.

 

     К игрушкам, помогающим ребенку куда-то направить неизбежно периодически возникающую агрессию, можно отнести солдатиков, военные игрушки, спортивные принадлежности. С их помощью ребенок играя, незаметно для себя, будет становиться спокойным и покладистым.

 

     К развивающим игрушкам относятся различные конструкторы, раскраски, пластилин, настольные игры, кубики, пирамидки и многое другое, что будет развивать у ребенка логику, моторику и другие навыки.

 

Прежде всего, надо помнить, что дети учатся с помощью игр, а не с помощью игрушек. Дети часто играют с пустыми коробками не менее весело, чем они играли бы с дорогими куклами. Нет никакой гарантии, что игра со сверхсовременными устройствами будет более интересной, чем игра с мячиком, скакалками и пирамидками. Более того, скорее будет верно последнее утверждение.

Навыки, полученные в игре с так называемыми «древними игрушками», могут быть намного полезнее, чем от игры с айподами, айфонами и подобными им вещами.

 

И напоследок, покупая игрушки, не забывайте, что это лишь то, с чем ваш ребенок будет играть. Игрушки не заменят живого общения с родителями, поэтому, когда ваше чадо играет, присоединяйтесь к нему, придумываете вместе с ним новые истории, сюжеты, новых персонажей, ролевые игры. Будьте ближе к вашему ребенку!

  

Дети дошкольного возраста и компьютерные игры

 О влиянии компьютерных игр на личность написано много. Практически все специалисты единогласны в том, что увлечение виртуальными играми имеет исключительно негативные последствия для здоровья и психики человека. Особенно остро стоит данный вопрос относительно детского увлечения подобным времяпровождением. Так как же влияют виртуальные игры на психику дошкольников?

 

Психология компьютерных игр

Компьютерные игры – это попытка человека подчинить себе реальность. Манипулируя виртуальным пространством, игрок чувствует себя не просто зрителем, а настоящим соучастником или даже творцом. В виртуальном мире, в отличие от мира реального, все происходит мгновенно. Нажимая на кнопку, сразу же получаешь определенный результат. Не надо ничего ждать, прикладывать усилия.

Игра – это упрощенная имитация реальности. Такой реальностью очень легко научиться управлять. Психологи утверждают, выигрывая, проходя очередной уровень, человек получает ощущение, что добился результата, что он умный, сообразительный. Его самооценка соответственно повышается, а это очень приятное чувство. Даже для взрослого игра может стать основным способом самореализации. Что уж говорить про ребенка.

 

Влияние компьютерных игр на несформированную детскую психику

Яркость и динамизм виртуальных образов привлекают ребенка. Он получает возможность манипулировать новой интересной реальностью. В мире компьютерной игры он не ощущает себя беспомощным, он сам все решает, сам всего добивается и чувствует себя при этом сильным, умным и взрослым. Игра предоставляет неограниченные возможности. Большой риск попасть в зависимость от игромании имеют дети, родители которых не дают им возможность реализоваться в повседневной жизни. Если ребенок не может реализоваться в реальном мире, на помощь приходит виртуальный.

Признаки, которые являются сигналом формирования зависимости от виртуальных игр:

1.                     Во время игры ребенок абсолютно перестает реагировать на просьбы, проявляет агрессию при попытке отвлечь его.

2.                     Он постоянно говорит о компьютерных играх, с нетерпением ждет возвращения к монитору.

3.                     Если запретить игры за компьютером или ограничить их время, у ребенка портиться настроение, возникает подавленное состояние.

4.                     Оторванный от игры ребенок не может найти себе развлечения в реальном мире.

5.                     Возникает острая потребность в иге.

Какие опасности скрываются за невинной игрой?

 

Первое, на что обращают внимание специалисты – это значительное повышение агрессивности у детей, которые играют в жестокие игры. Постоянное повторение «боевых действий» формирует установку на то, чтобы добиться результата, нужно быть максимально агрессивным. Уничтожая героев игры, ребенок чувствует наслаждение. Это провоцирует возникновение фиксации на агрессии. Она, в свою очередь, переноситься на взаимоотношения в реальном мире.

Дети, которые с раннего возраста увлекаются виртуальными играми, часто имеют значительные проблемы в сфере общения. Результаты исследований показывают, что они просто не заинтересованы в установлении контактов с окружающими. Они плохо понимают чувства и эмоции других людей, не учитывают их потребности, а значит, неспособны наладить продуктивное общение.

Дошкольники, которые много времени проводили за компьютерными играми, воспринимают визуальные образы, но плохо реагируют на звуковые сигналы. Это становится причиной плохой обучаемости в школе. Они не способы адекватно реагировать на звуковые инструкции, что значительно понижает их успеваемость.

Игры, особенно в вечернее время, приводят к нарушению сна. Они сокращают глубокую фазу сна, во время которой отдыхает нервная система, перерабатывается и систематизируется полученная за день информация, что негативно влияет на развитие ребенка.

Психические расстройства, которые вызывает у детей чрезмерное увлечение компьютерными играми:

·  Демонстративность поведения;

·  Агрессивность;

·  Недостаточное развитие речи;

·  Чрезмерная возбудимость;

·  Расстройство сна;

·  Нарушение контакта с окружающими;

·  Тревожность;

·  Дезадаптация;

·  Нарушения эмоциональной сферы;

·  Проблемы с социализацией;

·  Нарушения концентрации внимания.

О ложке меда, в бочке дегтя!

Некоторые специалисты утверждают, что грамотное использование компьютерных игр может оказывать на развитие ребенка позитивное влияние. Если правильно подобрать игру и четко ограничить время пребывания ребенка за компьютером (для дошкольника оно не должно превышать 10 минут), то результатом игры станет выработка умения быстро принимать решения, развитие логического мышления, внимания, координации, умения планировать свои действия.

Полностью ограничить ребенка дошкольного возраста от взаимодействия с компьютером в наше время достаточно сложно, и специалисты рекомендуют не прибегать к крайностям. Чтобы исключить вероятность возникновения зависимости от виртуальных игр, достаточно наполнить жизнь ребенка интересными яркими событиями. Если родители уделяют своему ребенку достаточное количество позитивного внимания и предлагают захватывающие альтернативные виды совместной деятельности, у него вырабатывается стойкий иммунитет к компьютерной зависимости.

Не забывайте о необходимости живого общения: разговаривайте с ребенком, играйте вместе с ребенком, ходите в гости, приглашайте их к себе, ходите всей семьей в кино, театр, музей и просто на прогулку.

Помните, что ничто не сплачивает так семью, как совместное времяпровождение. Уделяйте больше времени детям.

 

 

 

О ПОЛЬЗЕ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ

 

 

Уважаемые родители!


       Читать вместе – это огромный труд, но, когда вы читаете, ваши дети фантазируют, создают красочный мир, в котором живут их друзья – литературные герои.

Когда вы читаете вслух, вы делите с ребенком не только время, но и интерес, вы рассуждаете, обсуждаете прочитанное.

Когда вы читаете, вы учите ребенка слушать, слушать долго, и не прерываясь, слушать вдумчиво и внимательно.

Чтение хорошей детской книги всегда приятно: помогает лучше понимать своих детей и вновь возвращает вас в мир своего детства.

 

Виды семейного чтения
Чтение бывает опосредованным, чтением-сотворчеством и самостоятельным.

Опосредованное чтение – это чтение, когда ведущая роль принадлежит чтецу, то есть взрослому. Ребенок выступает в роли слушателя. Это дает возможность взрослому: 

- контролировать процесс чтения: соблюдать ритм, изменять текст, делая его более доступным;

- ярко и выразительно подавать материал;

- следить за реакцией ребенка.

Чтение вслух – задача не из легких. Текст требует не просто механического произношения, но и обыгрывания, создания голосом образов героев книги. По своему опыту родители знают, что через страницу начинает одолевать зевота и клонит в сон. А случается это тогда, когда чтение ребенку воспринимается как обязанность. Чтобы чтение вслух стало радостью, важен настрой не только ребенка, но и взрослого. Будьте готовы реагировать на внезапно возникающие по ходу чтения вопросы и комментарии ребенка и его проявлению отношения к прочитанному: смех, плач, протест. Чтение – это общение, разговор, и если вы обрываете ребенка: «Сначала послушай, разговаривать будем потом», он почувствует себя брошенным и ненужным.

Чтение как сотворчество – это чтение, когда на равных участвуют взрослый и ребенок. Ребенок совмещает роль слушателя и роль рассказчика, и даже роль критика. Учите ребенка отмечать положительные и отрицательные стороны героев книги как можно раньше, ведь высказанная вслух симпатия или антипатия к герою поможет малышу осознать, почему нравится один и не нравится другой герой. Кроме развития речи и творческого мышления, сотворчество позволяет незаметно привить у ребенка желание читать самому. Какие же варианты сотворчества существуют?

- Начинаете чтение и через некоторое время предлагаете ребенку придумать, что должно произойти дальше

- Можно прочитать стихотворение с разными интонациями: весело, печально и обсудить, какая из них была правильная.

- Можно устроить чтение по ролям. Вы говорите за одного героя, ребенок за другого, он начинает следить за смыслом, учится говорить с выражением, тренирует память.

- Очень нравится детям игра в «договорки», когда текст надо закончить словом, подходящим по смыслу. Эта игра увеличивает запас слов ребенка, развивает чувство языка, учит слышать отдельные слова и их сочетания.

Самостоятельное чтение – это чтение самим ребенком, но для дошкольника это самый сложный вид чтения.

Ваш ребенок научился читать сам. Вы испытываете гордость и облегчение. Вручаете ему интересную книгу и освобождаете себя от этой повинности. Это самая большая ошибка родителей. Даже научившись читать самостоятельно, ребенок нуждается в вас, как в чтеце.

Во-первых, стремление ребенка получить из книги интересующую его информацию натыкается на его слабую технику чтения, теряется смысл текста.

Во-вторых, чтение взрослого выразительное, эмоциональное, что делает содержание более захватывающим.

В-третьих, взрослый помогает вникнуть в смысл, если попадаются незнакомые слова.

В-четвертых, это возможность пообщаться с ребенком, жить с ним одними интересами.

Испытывая негативные эмоции от вашего отказа почитать, он на подсознательном уровне проводит параллель между чтением и вашим нежеланием тратить на него время. И он все меньше стремится к чтению, родители удивляются: «Он так любил читать!».

Не торопите события, пусть инициатором самостоятельного чтения станет он сам.

 

Выбор книг для детского чтения

Какие же книги читать?

- Сказки народные о животных, сказки волшебные, авторские, стихотворные.

- Истории про сказочных животных, про реальных животных.

- Про маленьких волшебных человечков: Карлсона, Мурзилку, Мумми-тролей и т. п.

- Про детей, попавших в сказочный мир.

- Про детей в реальной жизни.

- Книги познавательного характера, обязательно красочные.

- Любимые книги вашего детства.

Вы обращали внимание на то, как из большой книги ребенок выбирает то, что хочет услышать от вас в качестве прочитанного? Сначала он рассматривает те картинки, где изображены знакомые ему предметы и явления. Затем, взрослея, те, что кажутся ему загадочными или вызывают эмоции: смех или страх. Значит, определяющим в выборе чтения ребенка остается наглядный образ, а не содержание текста. Сегодня выбор книг огромен. Но не все они годятся для чтения детей. При выборе книги обязательно ознакомьтесь с иллюстрациями и текстом.

 

Рисунки должны быть:

- реалистичными

- понятными

- не слишком мелкими

- соответствовать тексту

 

Очень сложно объяснить ребенку, почему на картинке слон зеленый.

А в жизни – серый. Важно и соответствие рисунков тексту, потому что при чтении ребенок потребует именно то развитие событий, которое изобразил художник.

Поскольку у дошкольников преобладает опосредованное чтение, то текст должен быть:

- понятным по смыслу

- легко произносимым

- соответствовать возрасту читателя

- в книге не должно быть произвольных сокращений, мешающих пониманию смысла текста

- сленговых выражений.

Небольшие стихи, песенки, считалки предпочтительнее для чтения вслух. Дети любят декламировать, проговаривать услышанные тексты вслух, что сделать легче, если они рифмованные.

В круге детского чтения сказки стоит выделить особо. Они – целый мир, своеобразная философия, на понятных образах показывающая разнообразие и эмоциональность окружающего мира. Сказки, легко запоминаясь, осознаются постепенно, их скрытый смысл всплывает в сознании ребенка по мере взросления, давая мудрые советы уже из памяти. Сказки помогают формировать правильное поведение в различных жизненных ситуациях.

Если вы затрудняетесь в выборе книг, начните чтение с произведений детской классики. Дети до сих пор охотно слушают и читают произведения А. Пушкина, К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто,   В.Драгунского и других, известных вам с детских лет.

 Из современных писателей, пишущих для детей, рекомендуем обратить внимание на М. Боровицкую, М. Яснова, А. Усачева, М. Москвину, С.Седова, В. Лунина, О. Кургузлова, И. Пивоварову, Е. Матвееву и др.

Кроме новых имен, издаются и незаслуженно забытые авторы, писавшие для детей, например,   Л. Чарская.

 

И помните, что вам, обязательно, помогут выбрать качественную книгу для чтения  и помогут разобраться во всем многообразии современной детской литературы в детской библиотеке. Ходите туда вместе с ребенком.

 

                 

 

 

 

 

Пооперационные карты изготовления модулей (оригами)

 

            Оригами – искусство складывания различных фигурок  из бумаги, чаще всего из бумажного квадрата. Дети при этом овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание; закрепляют основные пространственные понятия. При этом великолепно развивается тонкая моторика, координация руки и глаза, точность движений.

 

 

Пооперационные карты выполнения фигур могут быть разных видов, но основное их назначение – помочь ребенку запомнить последовательность выполнения операций. Как правило, дети пользуются картами в самостоятельной работе на первом этапе своей деятельности, потом они легко складывают фигуры по памяти.

 

 

 

 

1.      Возьмите квадрат салатового или желтого цвета размером 4 х 4 см и сложите базовую форму «треугольник». Перегните его пополам.

2.      К полученной средней линии сложите боковые стороны.

3.      Согните от себя верхние острые углы, образуя вверху два прямых угла. Сложите 5 – 6 таких деталей, у нижней загните острый угол от себя.

4.      Получится вот такой модуль.

5.      Верхнюю деталь сложите, убирая половинку модуля назад. Приклейте детали, начиная с верхней. Добавьте снизу «стебелек» из узкой полоски бумаги.

Примечание: из восьми модулей (действия 1 - 4) соберите василек, наклеивая их по кругу на бумагу другого цвета, например, белого. Получится цветок с белой серединой. Сложив модуль (действия 1 - 4) из фиолетового или синего квадрата большего размера, получите василек.

 

 

 

1. Возьмите квадрат любого цвета размером 4 х 4 см и положите его белой стороной к себе. Согните его пополам по диагонали.

2. К полученной линии сложите боковые стороны.

3. Верхний прямой угол загните от себя. Переверните деталь на другую сторону.

4. Согните боковые стороны к средней линии, при этом углы, находящиеся сзади, вытягиваются наружу.

5. Переверните деталь на другую сторону. Сделайте еще три таких модуля

6. Склейте модули между собой, как показано на рисунке

7. Внизу наклейте чашелистик из зеленой бумаги

 

 

 

1.      Возьмите квадрат из цветной бумаги со стороной 5 – 7 см, положите его

белой стороной к себе и сложите базовую форму «воздушный змей». Согните вершину острого угла на себя

2.      Поднимите верхнюю сторону на 1/3 цветной части

3.      Согните немного верхние и боковые углы.

4.      Сделайте складку-«молнию» в нижней части фигуры так, как показано на рисунке.

5.      Согните немного нижние углы и переверните заготовку на другую сторону.

6.      Яблоко готово.

7.      Сложите из зеленого квадрата листик и приклейте его к яблоку.

8.      Для того, чтобы получилась груша, при выполнении второго действия острый угол опустите до середины фигуры.

 

 

 

 

Газиева Любовь Петровна

учитель-логопед высшей категории

 

  

  

 

 

 

 

  

 

Газиева Любовь Петровна,

учитель-логопед,

       Кутуева Раиса Аюповна,

учитель-логопед

ГБДОУ детский сад № 51

Калининского района Санкт-Петербурга

Использование ИКТ в развитии грамматического строя речи у дошкольников с речевой патологией

Информационно - коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Это нашло отражение во многих документах, которые приняты правительством Российской Федерации. Так, например, в распоряжении Правительства от 07 февраля 2011 года « О Концепции  Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы» говорится следующее: «…стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение следующей  приоритетной задачи: обеспечение инновационного характера базового образования…»

ГБДОУ детский сад № 51 является экспериментальной площадкой по теме: «Использование ИКТ в целях коррекции различных нарушений речи, формирования речевых и языковых средств, а также развития психических функций дошкольников».

Рассмотрим один из аспектов использования ИКТ в развитии грамматического строя речи.

Известно, что в логопедии под грамматическим оформлением речи считается  соблюдение грамматических законов и правил, присущих данному языку.

К 5 годам ребёнок в условиях нормального речевого развития практически овладевает основными законами морфологии и синтеза. Он правильно строит не только простые, но и многие конструкции сложных предложений. Но детям с речевой патологией характерно отставание в сроках усвоения грамматических норм, задержка характерных для детской речи неправильных грамматических форм, присутствие в речи необычных для русского языка «грамматических форм». Всё это приводит к стойким аграмматизмам в речи.

Исследования показали, что большинство изучаемых параметров грамматических категорий у детей с речевой патологией находится на низком уровне и уровне ниже среднего.

Ребёнок с нормально развивающейся речью обладает врождённой способностью к словоизменению и словообразованию, что проявляется уже в раннем возрасте, а у детей с речевой патологией даже старшего дошкольного возраста развитие требует определённой коррекционной работы, которая включает обогащение словарного запаса, объяснение ребёнку смыслового значения впервые встретившихся и не совсем понятных ему слов, формирование навыков словообразования, формирование грамматически правильной устной речи.

В ходе коррекционно-логопедического воздействия сформировался алгоритм работы над любой грамматической категорией. Ребёнок наблюдает, как конструирует определённую модель педагог. Затем ребёнок включается в подражательную речевую деятельность, употребляя и изолированную грамматическую форму и грамматическую форму в развёрнутой речи.

С целью повышения эффективности коррекционно-логопедической работы на базе детского сада создана медиатека. Она включает различные мультимедийные технологии (аудиотека,  фильмотека, компьютерные игры,  флеш-игры, клипы,  презентации PowerPoint, фильмы WindowsMovieMaker, презентации mimio).

Особенно широкое применение в детском саду получили авторские презентации в программеPowerPoint. Например, дидактическое упражнение «Найди маму» позволяет реализовать интеграцию образовательных областей, таких как «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность», «Познание. Решаются задачи – употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование числительных и прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Дидактическое упражнение « Чьи уши, чей хвост?»  закрепляет образование притяжательных прилагательных. При подготовке к занятию можно менять задания – в рабочем фоне двигается ёлка, появляются уши, хвост. Дидактическое упражнение «Какой сок можно купить в магазине?» помогает освоить употребление относительных прилагательных. Здесь помогут карточки – подсказки. Например, два пакета апельсинового сока и одну бутылку морковного сока должна купить Маша. Предложенные дидактические упражнения позволяют также работать над построением предложений различных конструкций.

Современное высокотехнологическое мультимедийное устройство мимио позволяет создавать интерактивную среду там и тогда, где и когда это необходимо по педагогическим соображениям, используя вертикальные и горизонтальные поверхности.

Обобщенный опыт показал широкие возможности компьютерного практикума, в том числе по развитию грамматического строя речи. Использование компьютерных технологий позволяет реализовывать принцип интеграции образовательных областей с приоритетным решением воспитательных задач, достигать желаемого коррекционно-образовательного эффекта в более короткие сроки, повышать мотивацию детей к трудным для них видам деятельности, расширяет возможности индивидуализации коррекционного процесса за счёт выбора уровня сложности заданий, самостоятельного использования детьми игрового информационного материала в повседневной практической деятельности для получения и закрепления знаний.

   С помощью мимио-технологии авторским коллективом учителей – логопедов разработан  инновационный продукт «Мимио-калейдоскоп», состоящий из серий игр и игровых упражнений по коррекции речи.

«Мимио-калейдоскоп» включает  блоки: «Флора»,   «Фауна»,  «Мир человека»,  «Времена года».

Каждый блок структурно разделён на две части: (инструкцию по эксплуатации и дидактический  материал – компьютерную игру). В инструкции приведены методические особенности  при работе  с программным обеспечением, также  представлено описание используемых компьютерных игр. С инструкцией по эксплуатации рекомендуется познакомиться  перед игрой, однако  непосредственно в  каждую страницу продукта включено методическое сопровождение (для  использования во время организации совместной деятельности, специально организованной деятельности, индивидуальной деятельности дошкольника). 

Игры имеют свою специфику в следующем:

1. Инновационный продукт «Мимио-калейдоскоп» является Мимио-компьютерным практикумом, целью которого является развитие и коррекция речи у дошкольников, а также развитие интеллектуальных, познавательных и коммуникативных  способностей детей, социализация дошкольников в современном мире. В основе практикума заложена компьютерная дидактическая игра.

2. Методологической основой инновационного продукта является деятельностный подход к применению новых информационных технологий в детском саду, который  состоит в том, что в результате внедрения компьютерного практикума ребенок приобретает знания, необходимые для овладения практическими и исследовательскими умениями.

3. Инновационный продукт предусматривает индивидуальный подход к дошкольнику, приучает его к самостоятельности, развивает самоконтроль.

4. В процессе работы с мимио - играми, ребенок приобретает  уверенность в себе, ведь у него есть возможность самому исправлять ошибки.

5. Педагог получает возможность:

- реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и коррекции детей;

- использовать готовый комплекс упражнений, в зависимости от особенностей детей проектировать различные занятия-практикумы;

 - предложить выполнить детям задания самостоятельно;

- чередовать задания «Мимио» с традиционными заданиями.

6. Ребенок получает возможность:

- включиться в новый вид деятельности;

- приходить к верному решению самостоятельно, повышая успешность своей деятельности и мотивацию обучения;

- выполнять задания увлекательно, имея уникальную возможность проводить различные интерактивные действия с объектами (двигать, перемещать, растягивать и.т.д.).

7. Интерактивные Мимио - игры можно использовать как демонстрационный материал во время объяснения нового,  и как практические виртуальные задания.

8. Интерактивный  продукт «Мимио-калейдоскоп» имеет ряд преимуществ: здоровье сберегающий компонент (ребенок не находится непосредственно за компьютером), возможность индивидуализации деятельности детей (работа в индивидуальном темпе, учет особенностей восприятия), самостоятельное получение выводов и самопроверка, а так же умение работать в парах и малых подгруппах.

Эти ресурсы обеспечивают развитие активно-деятельной формы познания, коммуникации и социализации.

Современное высокотехнологичное мультимедийное устройство мимио позволяет создавать интерактивную среду там и тогда, где и когда это необходимо по педагогическим соображениям, используя любые вертикальные и горизонтальные поверхности.

Основные разделы mimioStudio: Инструменты – набор инструментов для разработки и предъявления учебных материалов; Блокнот – рабочее поле, на котором создаются все изображения; Галерея – коллекция готовых объектов.

Информация выводится на экран из компьютера, а дошкольник, стоя у доски, имеет возможность выполнять различные действия с помощью стилуса: выделять необходимый объект, перемещать его с места на место. В основном это набор привычных манипуляций, которые поддерживаются пользовательским интерфейсом установленной программы. Благодаря возможностям «Мимио» можно поверх выведенной на экран информации делать необходимые заметки и комментарии – писать, рисовать… Необходимо, чтобы набор инструментов был постоянно доступен для дошкольника, поэтому они собраны вместе на специальной панели, которая должна постоянно присутствовать на экране.

Основные инструменты:

«Выделение» - с его помощью пользователь указывает на объект, над которым предполагается произвести какие-либо действия: изменение положения, группировка («Птичья столовая», «Новоселье» и т.д.);

«Перо» - предназначен для проведения линий различной формы, разной толщины и цвета («Ребусы», «Лабиринты» и т.д.);

«Ластик» - позволяет стирать линии и графические элементы;

«Маркер» - с его помощью можно провести полупрозрасную жирную линию произвольного цвета («Накорми тюленей», «Найди сообщества» и т.д.);

«Приложение» - предлагает список дополнительных функций: затемнение – позволяет закрыть часть подготовленного экрана; прожектор дает возможность увидеть часть изображения на затемненном экране.

 В Мимио-компьютерных играх используется набор  интерактивных моделей:

Кубик – при нажатии на кубик он «выкидывается» случайным образом («Кто пасется на лугу?», «Какая птичка быстрее долетит до кормушки?», «В мебельном магазине» и т.д.);

Волчок – вертушка с разноцветными секторами, стрелка которой случайным образом останавливается на одном из секторов («В гостях у сказки», «Кто как голос подает?» и т.д.);

Секундомер – для установки и отслеживания времени («Кто быстрее соберет картинку?», «Кто быстрее оденет Машу на прогулку?» и т.д.);

Флеш-термометр – показывает температуру («Зимовье зверей», «В гостях у старичка-Годовичка» и т.д.)4

Мыльные пузыри– при нажатии они лопаются, за пузырем спрятан ответ («Подбери пару», «Прятки» и т.д.).

Приведены скриншоты  игр, входящих в «Мимио - калейдоскоп». Например, дидактическая игра «Поможем Маше и Мише собраться на прогулку. Работая стилусом у доски, ребёнок достаёт из шкафа предметы одежды и рассказывает, кому как он помогает. В игре «У кормушки» происходит усвоение предложно-падежных конструкций, предоставляется возможность ребёнку самостоятельно работать у доски, выполняя задания учителя-логопеда, или передвигать птичек по своему желанию и рассказывать об этом.

Интерактивные  Мимио-игры можно использовать как демонстрационный материал во время объяснения нового, и как практические виртуальные задания для развития грамматического строя.

При организации совместной деятельности учителя-логопеда с детьми, пи специально организованной индивидуальной деятельности дошкольника с использованием «Мимио» обязательно должны выполняться упражнения на снятие статического напряжения после работы со стилусом на интерактивной доске и офтальмотренаж.

Таким образом, использование ИКТ в дошкольных учреждения позволяет повысить мотивацию детей, сократить сроки коррекционной работы, достичь желаемого коррекционно-образовательного эффекта в более короткие сроки и индивидуализировать коррекционный процесс за счёт выбора уровня сложности задания.

 

Дата последнего обновления страницы четверг.07.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения