Государственное бюджетное

дошкольное образовательное

учреждение детский сад №51

компенсирующего вида

Калининского района

Санкт-Петербурга

Экспериментальная работа

 

      ГБДОУ детский сад №51 с 1 марта 2010 г. по 2013 являлся экспериментальной площадкой по теме: «Использование ИКТ в целях коррекции различных нарушений речи, а также развития психических функций дошкольников».

Цель экспериментальной работы:

Проектирование принципиально новых педагогических технологий, способствующих  коррекции различных нарушений речи, а также общему развитию детей.

Задачи экспериментальной работы:

              Определить содержание новых форм работы с использованием ИКТ

               Разработать и апробировать  систему коррекционной работы  и методическое сопровождение к ней на основе ИКТ

              Использовать  интерактивные формы общения с родителями с целью индивидуализации  обучения, развития и воспитания детей 

С 2013 года ГБДОУ детский сад №51 продолжает работу в режиме опытно-экспериментальной площадки по теме «Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования средствами ИКТ»

       Цель экспериментальной работы: Проектирование инновационных диагностических технологий, направленных на оптимизацию процедуры выявления уровня освоения детьми основной общеоб 

Аналитическая справка
о результатах инновационной деятельности за период с__2013______по__2014

Полное наименование ОУ: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга______________________________________________________________________

Руководитель ОУ : Пеньковская Г.А._________________________________________________ Инновационный статус ОУ: экспериментальная площадка______________________________

Тема: «Использование ИКТ в целях мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

 

Этап работы:                           подготовительный________________________________________

Научный консультант: к.п.н. Тараканова А.А._________________________________________

Контактный телефон ОУ: 558-81-02__________________________________________________

Адрес электронной почты ОУ: dou51spb@yandex.ru____________________________________

1.                 Описание этапа инновационной деятельности (в соответствии с Программой ОЭР/ Программой проведения исследования/ Инновационной образовательной программой), включающее в том числе:

-        перечень мероприятий;

-        систему поддержки субъектов инновационного процесса;

-        эффективность использования ресурсов (кадровых, материально-технических, финансово-экономических и т.п.);

В мае 2013г. ГБДОУ д/с №51  завершил работу в режиме ЭП по теме: «Использование ИКТ в целях коррекции различных нарушений речи, а также развития психических функций дошкольников». С  сентября 2013 г. детский сад продолжил осуществление деятельности в режиме опытно-экспериментальной площадки по теме:  «Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования средствами информационно-коммуникационных технологий»  на период с 01.09.2013 по 31.08.2016г.  Выбор темы был обусловлен победой коллектива ГБДОУ д/с 51 на городском конкурсе  ГДОУ СПб «Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования как инструмент взаимодействия участников образовательного процесса» в номинации «Технология взаимодействия участников образовательного процесса при организации системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДО в группах компенсирующей направленности».  

 

С сентября 2013г по май 2014 года осуществлялся 1 этап экспериментальной работы ДОУ – подготовительный. Основными направлениями экспериментальной работы на данном этапе являлись:

- организационно-управленческая деятельность;

- научно-методическое и педагогическое сопровождение ЭР;

- экспериментальная работа с детьми;

- работа с родителями.

Научно-методическое и педагогическое  сопровождение предусматривало разработку плана экспериментальной работы, изучение психолого-педагогической литературы, нормативно-правовой базы, проведение экспертизы работы за отчетный период, подготовку отчетных материалов за  год, совместное планирование работы с участниками ЭР, разработку и описание экспериментальных форм работы с детьми, консультирование педагогов,  корректировку программы с учетом экспериментальной работы, подготовку материалов к публикации.

В период с 2013 по 2014 г. педагоги ДОУ являлись участниками:

·         ГБДОУ д/с №51 - 23.09.2013г. – мастер-класса для слушателей городских курсов повышения квалификации по модулю «Образовательные технологии деятельностного типа в предметно-развивающей среде дошкольного учреждения» -  учителя-логопеды Берестовая Л.В., Исакова Н.В.

·         Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Образовательный центр «Интокс»»  20.11.2013г. – городского  семинара  «Современные технологии в развитии детей дошкольного возраста» - учителя-логопеды Берестовая Л.В.,

Исакова Н.В.

·         Центр креативной педагогики и психологии 16.05.2014г. – городской семинар «Опыт использования программно-компьютерного обучения в коррекционно-логопедической работе со старшими дошкольниками»  - учителя-логопеды Берестовая Л.В., Исакова Н.В.

·         РЦОКОиИТ - 28. 03.2014  - V Международная конференция «Информационные технологии для Новой школы» выездной семинар на базе ГБДОУ д/с 51 «Использование информационно-коммуникационных технологий в реализации ФГОС дошкольного образования» – представление опыта работы педагогического коллектива

·          ГБОУ ГОУ СОШ №683  - 31.03.2014г. -  Всероссийский фестиваль инновационных педагогических идей «Стратегия будущего» - представление инновационного продукта учителей-логопедов ГБДОУ д/с №51 «Интерактивное приложение к речевой карте»  - лауреаты

 

Педагоги являются авторами различных публикаций  в изданиях «Дошкольная педагогика», в сборниках материалов Международных научных конференций «Специальное образование»,  размещают свои материалы на сайтах и порталах в Интернете (nsportal) (Приложение 1)

 

Ежегодное участие в конкурсах педагогического  мастерства подчеркивает интерес педагогов к проблеме экспериментальной работы.

 

В 2012-2013г коллектив ДОУ стал победителем районного конкурса в номинации «Педагогический проект», а также победителем городского конкурса ГДОУ СПб «Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования как инструмент взаимодействия участников образовательного процесса» в номинации «Технология взаимодействия участников образовательного процесса при организации системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДО в группах компенсирующей направленности».   

За период 2013-2014г. педагоги приняли участие в конкурсах  профессионального мастерства:

№ п.п

Полное название конкурса

Статус

(региональный, федеральный, международный)

Конкурсант

(ФИО полностью)

Должность

Итог

(победитель, лауреат, дипломант, участник, призёр или иное)

1.

Конкурс педагогических достижений  Калининского района номинация «Педагогические надежды»

 

районный

Шагина Елена Анатольевна

воспитатель

победитель

2.

Конкурс педагогических достижений  Калининского района номинация «Педагогический проект»

районный

Васильева Валерия Викторовна

 

Машутина Наталья Сергеевна

Воспитатель

 

 

 

Педагог-психолог

участники

3.

Конкурс педагогических достижений  Калининского района номинация «Лучший воспитатель»

районный

Задорожняя Елена Викторовна

Воспитатель

 

участник

4.

Конкурсы – выставки «Золотая осень», «Мы разные, но мы все вместе», «Северный олень», «Новогодняя игрушка», «8 Марта»

Районный

муниципальный

Байдуллаева А.С.

Задорожняя Е.В.

Бигун Н.Н.

Петроченко Г.М.

Сафонова Л.Н.

Шагина Е.А.

Носкова Г.С.

Клячко М.А.

Абрахманова Г.М.

Кузнецова Г.Е.

воспитатели

участники

5

Конкурс инновационных продуктов

Городской

Берестовая Лариса Вячеславовна

Белорукова Вера Николаевна,

Исакова Надежда Владимировна, Кутуева Раиса Аюповна,

Красновская Марина Леонидовна,

Ефремова Наталия Мефодьевна

 

Стешенко Ольга Викторовна

Рублева светлана Викторовна

Савинова Наталья Николаевна

Бигун Нина Николаевна

Сафонова Лидия Николаевна

Задорожняя Елена Викторовна

учителя-логопеды

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

воспитатели

участники

5.

Интернет-конкурс научно-методического опыта «Российский инновационный опыт в сфере дошкольного образования» (НОУ ДПО «Экспертно-методический центр» Когнитус)

Всероссийский

Васильева Валерия Викторовна

Машутина Наталья Сергеевна

Воспитатель

 

Педагог-психолог

победители

6

Интернет-конкурс педагогического творчества (ассоциация творческих педагогов России)

Всероссийский

Стешенко Ольга Викторовна

Задорожняя Елена Викторовна

Воспитатель

 

воспитатель

участник

10.

Конкурс работ из пластилина «Уши, ноги и хвосты»

Всероссийский

Байдуллаева А.С.

Задорожняя Е.В.

Сафонова Л.Н.

Шагина Е.А.

Носкова Г.С.

Клячко М.А.

Воспитатели

Лауреаты

 

Используя новейшие технологии в образовании, педагоги ДОУ были удостоины премии  губернатора Санкт-Петербурга «Лучший воспитатель ГДОУ»:

2010 г. – воспитатель в. кв. кат. Бигун Н.Н.

2011 г – воспитатель в. кв. кат. Исакова Н.В.

2012 г – воспитатель в. кв. кат. Стешенко О.В.

2013 г – воспитатель в. кв. кат. Рублева С.В.

 

Согласно плану экспериментальной работы нами был определен состав участников ЭР, группы дошкольников, с которыми в дальнейшем будут апробироваться формы ЭР (на сегодняшний день участниками эксперимента являются 9 групп воспитанников 4-7 лет); было осуществлено распределение обязанностей и объёма работы между членами рабочей группы в соответствии с задачами эксперимента. В течение подготовительного этапа проводилась разработка диагностических карт по образовательным областям, а также разработка компьютерных диагностических материалов для медиатеки, в частности, методическая разработка: «Интерактивное приложение к речевой карте» – мимио-компьютерные диагностические материалы, включающие игры и игровые упражнения по обследованию основных направлений развития речи дошкольников. Была проведена первичная диагностика детей с целью выявления особенностей их речевого, физического и психического развития. В течение 2013/2014 учебного года осуществлялась также коррекционно-развивающая работа с детьми с использованием информационно-компьютерных технологий.

Работа с родителями предусматривала, прежде всего, их информирование о целях, задачах и результатах экспериментальной работы на родительских собраниях, а также   на сайте учреждения.

Родители принимали непосредственное участие в создании информационной базы учреждения.

 

2.        Система управления инновационной деятельностью:

На подготовительном этапе ЭР осуществлялась разработка и корректировка локальных актов, внесение корректив в планы и программы учреждения, выявление и анализ педагогического опыта специалистов ДОУ и других образовательных учреждений.

Были внесены коррективы в Годовой план ДОУ, в Программу развития ДОУ, в План Совета ДОУ.

Важным аспектом деятельности экспериментальной площадки являлось совершенствование информационной среды ДОУ.

Были внесены коррективы в Основную общеобразовательную программу дошкольного образования, Годовой план ДОУ, в Программу развития ДОУ, в План Совета ДОУ.

Важный аспект деятельности экспериментальной площадки -  создание и совершенствование материально-технической и информационной среды ДОУ. Все кабинеты логопедов оборудованы компьютерами, принтерами. Соответствующим образом оборудованы кабинеты руководителей ДОУ.

Все группы, музыкальный зал оснащены мультимедийным проектором, ноутбуком,  интерактивным устройством  mimio,  которое  позволяет организовывать интерактивную образовательную среду там и тогда, где это необходимо.

Достаточно насыщенная информационная среда позволяет создавать и  накапливать тот багаж продуктов экспериментальной работы, который необходим в воспитательно-образовательном процессе.

Созданная  в детском саду  медиатека включает в себя компьютерные игры, клипы, фильмы, мультфильмы, авторские презентации Power Point и МИМИО-презентации, разработанные и подобранные к пяти  образовательным областям,  лексическим темам, проектам, праздникам, различным событиям.  Задачей подготовительного этапа ЭР за 2013-2014г. стало пополнение медиатеки компьютерными диагностическими материалами.

Одним из важнейших условий реализации задач подготовительного этапа являлось обеспечение достаточного уровня  ИКТ - компетентности кадров.

Система «внутрифирменного» повышения квалификации педагогов, участвующих в инновационной деятельности включает мастер-классы, семинары, конференции на базе учреждения, посещение курсов ИКТ по современным направлениям.  Ежегодно, начиная с 2006 года, педагоги повышают  квалификацию в области ИКТ.

На сегодняшний день все педагоги владеют ИКТ. Сотрудничество с ЧОУ ДПО «Образовательный центр «ИНТОКС» позволило обучить 80% педагогов компьютерной технологии МИМИО.

Освоение интерактивной программой Mimio Studio позволило воспитателям и логопедам существенно разнообразить свою деятельность, значительно повысить мотивацию детей, которые являются непосредственными и активными участниками образовательно-воспитательного процесса с использованием ИКТ.

Постоянная и методически грамотная работа педагогов детского сада №51 компенсирующего вида в направлении внедрения ИКТ, желание учиться и осваивать инновационные технологии, готовность делиться накопленным опытом стала отправной точкой сотрудничества между учреждением и Образовательным центром «ИНТОКС». Мастер-классы педагогов ДОУ № 51 стали неотъемлемой составляющей курсов повышения квалификации по программе «Образовательные технологии деятельностного типа в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», которые проводит Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Образовательный центр «ИНТОКС».

Педагогический коллектив ГБДОУ д/с 51 сотрудничает с ИМЦ Калининского района,  ДОУ Калининского и Выборгского районов, РГПУ им. А.И. Герцена, ЛГУ им. А.С.Пушкина, АППО.  На базе ГБДОУ д/с 51 проведены городские курсы повышения квалификации АППО, проведены мастер-классы для студентов ВУЗов. 

 

3.                  Описание результатов, полученных в процессе инновационной деятельности:

Результатом подготовительного этапа  ЭР  ДОУ стала  методическая разработка:

«Интерактивное приложение к речевой карте» – мимио-компьютерные диагностические материалы, разработанные  учителями-логопедами. Включает игры и игровые упражнения по обследованию следующих направлений развития речи дошкольников:

I Раздел карты:  Исследованию неречевых психических функций у детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией. Составитель: учитель – логопед

Савинова Наталья Николаевна.

II Раздел карты:  Исследование дыхательной и голосовой функции; исследование просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией. Составитель: учитель – логопед  Газиева Любовь Петровна  

III Раздел карты: Исследование  фонетической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией. Составитель: учитель – логопед  Кутуева Раиса Аюповна

IV Раздел карты:  Исследование состояния фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста  с речевой патологией. Составитель: учитель – логопед

Ефремова Наталия Мефодьевна.

V Раздел карты:   Исследование лексики у детей дошкольного возраста с речевой патологией. Составители: учителя – логопеды: Берестовая Лариса Вячеславовна и

Исакова Надежда Владимировна

VI Раздел карты:  Исследование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста. Составители: учителя – логопеды: Белорукова Вера Николаевна и

Красновская Марина Леонидовна

VI I Раздел карты:  Исследование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией.  Составители: учителя – логопеды Берестовая Лариса Вячеславовна и Исакова Надежда Владимировна

 

Данная методическая разработка была представлена на Всероссийском  фестивале инновационных педагогических идей «Стратегия будущего» и получила статус лауреата.

 

Согласно ФГОС одной из задач дошкольного образования является обеспечения вариативности содержания образовательных программ и организационных форм с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников, коррекции нарушений развития детей  и оказания им квалифицированной помощи в освоении основной образовательной программы.  При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических  действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).   Использование компьютерных технологий  в логопедическом обследовании дошкольников позволит значительно оптимизировать процесс диагностики, а именно, сделает процедуру обследования более интересной и увлекательной для детей, с одной стороны, а с другой, сократит временные затраты учителей – логопедов.

Диагностические материалы интерактивного приложения имеют свою специфику:

  1. Методическая разработка «Интерактивное приложение к речевой карте» является Мимио-компьютерным практикумом, целью которого является исследование речи у дошкольников. В основу разработки заложена компьютерная дидактическая игра.
  2. Методологической основой инновационного продукта является деятельностный подход к применению новых информационных технологий в детском саду, который  состоит в том, что в результате внедрения интерактивного приложения ребенок приобретает знания, необходимые для овладения практическими и исследовательскими умениями.
  3. Методическая разработка предусматривает индивидуальный подход к дошкольнику, приучает его к самостоятельности, развивает самоконтроль.
  4. В процессе работы с мимио - играми, ребенок приобретает  уверенность в себе, ведь у него есть возможность самому исправлять ошибки.

5. Педагог получает возможность:

- использовать готовый комплекс упражнений;

- оптимизировать процедуру логопедического обследования.

6. Ребенок получает возможность:

- включиться в новый вид деятельности;

- приходить к верному решению самостоятельно, повышая успешность своей деятельности и мотивацию обучения.

- повысить интерес к выполнению заданий, имея уникальную возможность проводить различные интерактивные действия с объектами (двигать, перемещать, растягивать и.т.д.).

7. Интерактивное приложение к речевой карте можно использовать как демонстрационный материал во время объяснения нового,  и как практические виртуальные задания.

8. «Интерактивное приложение к речевой карте» имеет ряд преимуществ: здоровьесберегающий компонент (ребенок не находится непосредственно за компьютером), возможность индивидуализации деятельности детей (работа в индивидуальном темпе, учет особенностей восприятия).

Эти ресурсы обеспечивают развитие активно-деятельной формы познания, коммуникации и социализации.

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) Индивидуализация образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) Оптимизации работы с группой детей.

После выполнения каждого задания ребёнком логопед с помощью гиперссылки переходит на страницу с таблицей «Параметры оценки», где фиксирует результаты выполнения, согласно критериям, разработанным для каждого задания. В дальнейшем полученный результат подвергается количественному и качественному анализу. При оценке качественных показателей основное внимание уделяется анализу характера допускаемых ошибок, причин их появления; учитывается также степень самостоятельности при выполнении заданий. Количественный анализ позволяет установить, какие виды заданий вызывали наибольшие трудности при их выполнении.

Результаты по каждому блоку суммируются и суммарный результат заносится в «Итоговую таблицу», после чего определяется уровень сформированности каждой из сторон речевого развития:

Первый уровень – низкий

Второй уровень – ниже среднего

Третий уровень – средний

Четвёртый уровень – выше среднего

Пятый уровень – высокий.

Подпись руководителя ОУ ____________________________/___________________/

                                           подпись                                         ФИО

Подпись научного консультанта ________________________/___________________/

                                           подпись                                         ФИО

 «_____» ______________ 2014____ годаразовательной программы  дошкольного образования. 

 

Дата последнего обновления страницы 31.05.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»